Развод, который мужчина дает своей жене по приказу родителей

  • Печать

 

 

 

Вопрос :

Что говорится в шариате о разводе с женой по требованию отца, который аргументирует свое требование тем, что невестка в прошлом работала у них служанкой? Считается ли отказ от такого развода ослушанием родителей, если известно, что эта женщина на данный момент ведет достойный и благородный образ жизни?

Ответ :


Хвала Аллаху!
Нет сомнений в том, что родители больше всех на свете заслуживают доброго отношения, послушания, благодеяния и хорошего обращения. Аллах связал приказ о хорошем обращении с родителями с повелением поклоняться Ему: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).
Человек обязан повиноваться родителям во всем, что приносит им пользу и не вредит ему самому. Однако в том, что не приносит пользу родителям или вредит самому человеку, повиноваться им необязательно.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в своей книге «Ихтийарат» (С. 114) сказал: «Человек должен повиноваться родителям во всех делах, кроме грехов, если даже они сами являются грешниками. <…> Он должен повиноваться в делах, которые приносят пользу родителям и не вредят ему самому».
Аллаху ненавистен беспричинный развод, он лишает супругов такого блага, как совместная жизнь, их семья распадается, а дети оказываются разобщенными. В некоторых случаях такой развод может быть несправедливостью по отношению к женщине. То, что жена в прошлом работала служанкой, не является законным основанием для развода, особенно, если она придерживается правильного пути в религии и блюдет нравственность. Поэтому не правильно повиноваться родителям и объявлять развод такой жене, и это не считается ослушанием. Однако отказ сына должен быть любезным и вежливым. Всевышний Аллах сказал: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: ”Тьфу!” — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).
Шейха Мухаммада ибн Усеймина спросили о разводе по требованию отца. Он ответил: «Если отец требует от сына развестись с женой, то на этот случай существуют два положения:

1. Если отец указывает законную причину, которая оправдывает развод и расставание с женой. Например, если отец потребует от сына развода с женой, так как ее поведение вызывает сомнение, ибо она флиртует с мужчинами или ходит в недостойные места и т.п. В этом случае сын обязан подчиниться и развестись со своей женой, ведь он не сказал: «Разведись с ней», потому что ему так хотелось. Он поступил так, поскольку хотел уберечь своего сына от позора.

2. Отец требует от сына развестись, так как сын любит свою жену, что вызывает ревность у отца. Обычно мать больше ревнует к своему сыну, и многие матери, видя любовь сына к его жене, начинают ревновать так, словно они обе замужем за одним мужчиной. Упаси нас Аллах от подобного!
В этом случае, если отец или мать требуют от сына развестись с женой, он не обязан делать этого. Однако, сохранив семью, он обязан угождать своим родителям и вежливыми уговорами склонить их к согласию на сохранение брака, особенно, если жена придерживается правильного пути в религии и блюдет нравственность.
Однажды имаму Ахмаду задали точно такой вопрос. К нему пришел мужчина и сказал: «Отец требует от меня развестись с женой». Имам Ахмад сказал: «Не разводись с ней». Он сказал: «Разве Пророк,мир ему и благословение Аллаха, не потребовал от Ибн Умара развестись с женой, когда Умар приказал ему поступить так?» Имам Ахмад сказал: «Разве твой отец такой же, как Умар?»
Поэтому, если отец скажет: «Сынок, Пророк,мир ему и благословение Аллаха, приказал Абдуллаху ибн Умару развестись с женой, когда этого потребовал его отец Умар», то ему нужно ответить: «Разве ты такой же, как Умар?» Но вместе с тем необходимо проявить учтивость и сказать: «У Умара было основание для того, чтобы потребовать от сына развода с его женой, ради блага самого сына». Таков ответ на вопрос, который очень часто задается. См.: Аль-фатава аль-джами‘а ли-ль-мар’а аль-муслима» (2/671).
Однажды в Постоянную Комиссию по фетвам обратились за фетвой. Мать безо всякой причины, по личным мотивам, требовала от сына развестись с женой, у которой не было недостатков в религии. Ответ Комиссии был таков: «Если дело обстоит так, как описал задавший вопрос человек, если его жена праведна, и он любит и ценит ее, если она хорошо обращается с его матерью, а свекровь не любит ее по личным мотивам, и если он не хочет расставаться с ней, то в этом случае сын не должен разводиться с женой, повинуясь требованию матери. Достоверно известно, что Пророк ,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Повиноваться нужно в одобряемых поступках». Вместе с тем сын обязан хорошо относиться к своей матери, быть с ней вежливым, постоянно навещать ее, обеспечивать ее всем, в чем она может нуждаться и что может доставить ей радость, и угождать ей во всем, что ему по силам, за исключением развода с женой».

Фатава аль-ладжна ад-даима (20/29)
fiqh.ucoz.ru