Только для женщин
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
Порой, начитавшись некоторых блогерш, пишущих на женские темы, такая тоска бе…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…
«Модный» хиджаб?…
«Модный» хиджаб?…
Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…
Всегда ли место женщины на кухне?…
Всегда ли место женщины на кухне?…
В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором…
Дом и работа. Как все успеть?…
Дом и работа. Как все успеть?…
Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…
- 1
- 2
Проблемы и их решения
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…
5 способов как разрушить свой брак…
5 способов как разрушить свой брак…
Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…
Берегите друзей…
Берлинская телестена в семье…
Берлинская телестена в семье…
Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…
Виртуальные мусульмане…
Виртуальные мусульмане…
На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…
- 1
- 2
Брак Роль мужа и жены в нем
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...
Мечеть и ее роль в культуре Ислама и в культурном наследии мусульман
- Подробности
- Категория: История и культура
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Предлагаем Вашему вниманию статью Шейха Таха аль-Вали, опубликованную в журнале «Минарет Ислама», № 3-4 (25-26) 2010 в рубрике «Традиционное богословие».
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, наши молитвы и приветствия Пророку Его и Его Избраннику Господину нашему Мухаммаду! О, открывающий двери, открой нам лучшую дверь! (Господь наш! Открой между нами и между нашим народом по истине, Ты, ведь, – лучший из открывающих!)1.
Всевышний ниспослал Откровение, в котором содержится объяснение достоинства домов Аллаха и тех людей, которые оживляют их, а также тех, кто участвует в их сооружении. (Только тому дано полнить жизнью мечети Аллаха, кто уверовал в Него и в Судный день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Такие идут прямым путем)2. Это положение развивается в достоверном хадисе Посланника Аллаха: «Кто построит для Аллаха дом, хотя бы в размере гнезда куропатки, Аллах построит для него целый дом в раю».
Каждый, кто взглянет на историю мусульман, заметит, что они в отличие от последователей других религий не были узкими догматиками в их отношении к местам поклонения, которые они обустраивали для отправления своих религиозных обрядов, для удовлетворения духовных потребностей. Последователи Пророка Мухаммада () были более гибкими, чем другие, более свободными и прагматичными. Они сделали из своих мечетей общественные организации, в стенах которых решали дела своей повседневной жизни. Под сводами мечетей, возле ее колонн они разрабатывали планы создания общества, призванного обеспечить высокий уровень мусульманских народов, гарантировать их существование.
Мечеть у мусульман, особенно в прошлые века, когда исламская религия была на практике источником основного закона, одинаковым для правителей и подданных, выполняла наряду со своей функцией места поклонения и молитвы еще и большую культурную и просветительскую роль в самых различных сферах человеческого бытия. Сегодня же мусульманские общества пришли к такому положению, когда мечеть стала, к великому сожалению, только лишь местом отправления обрядов религиозного культа, мало связанных друг с другом мусульманских общин. Таким образом, она заметным образом потеряла столь ярко отличавший ее в прошлом облик, лишилась той роли, которая принадлежала ей в повседневной жизни людей, в решении их самых насущных проблем, как личностных, так и общественных. Эту бесспорную роль по достоинству оценил французский писатель Гюстав Лепен, сказавший в одной из своих книг: «Мечеть – истинный центр жизни арабов».
Общее назначение мечети
Несомненно, что первоначально мечеть строилась как место мусульманского поклонения. Однако религиозное поклонение в исламской религии не ограничивается лишь тем узким значением, которое придается данному понятию в иных религиях. Это связано с тем, что Пророк Мухаммадне ограничил свой исламский призыв одними лишь формальными обрядами религиозного культа, что отделило бы связь мусульманина со своим Господом от его связи со своим социумом. Ислам в действительности – это смелая попытка организации земного бытия людей через приобщение их к вероучению с высшими идеалами, принесенными Священным Кораном, – тем идеалам, согласно которым именно человек является стержнем мира от начала и до конца. И мечеть по своей сути и по своим целям отразила стремление Пророка Мухаммада создать лучшее общество, создать его опираясь на понятия, которые принесла с собой его уникальная исламская миссия.
Пророк, наш Господин Мухаммад () , носитель исламского призыва, зажегший его начальную искру, был первым, кто придал мечети ее идейные, социальные и политические измерения, сделав ее своей официальной резиденцией, штабом. Онпринимал в мечети делегации арабов, прибывавшие одна за другой к нему из глубин Аравийского полуострова и из-за его пределов. Исторические хроники и книги полны сообщениями о таких делегациях – о том, как они приходили к глашатаю Божественной миссиив его мечеть в Лучезарной Медине, как декламировали перед ним свои стихи, заявляли о своих требованиях и пожеланиях; о том, что Посланник Аллахане возмущался, терпеливо выдерживал все, что позволяли себе некоторые делегации перед ним, демонстрируя свои забавы и обычаи. Посланник Аллахане нашел зазорным принять в доме Аллаха даже делегацию Наджрана3 от христиан Аравийского полуострова, позволил им, согласно их обычаю, танцевать, бить в барабаны, играть на лютне.
Мечеть – место хранения казны мусульман
Мечеть в начальный период Ислама, а затем и в последующие века была для мусульман местом хранения казны – Бейт-уль-маль. В книгах по исламской истории мы находим не одно упоминание того, что в древности называлось Куббат Бейт-уль-мал – купол хранилища казны халифов в мечети. Соборная мечеть Ибн Тулуна, например, построенная в 263 г. хиджры в Каире, закрывалась после вечернего намаза по приказу самого Ибн Тулуна по причине нахождения там Бейт-уль-маль.
Мечеть – место для заключения преступников
При жизни Пророка () мечеть использовалась в качестве места для заключения преступников на тот срок, который им бьл определен за совершенные нарушения и преступления. Аль-Бухари в своем сборнике хадисов «Сахих» упоминает, что некий преступник вошел в мечеть и его привязали к колонне. Современный автор Абд аль-Фаттах Аббада приводит из книги «Шифа аль-алиль ма фи калям аль-араб мин ад-дахил» Шихаба ад-Дина Ахмада ал-мисри ал-хафаджи следующее высказывание автора книги «Ар-Райхан»: «Во времена Пророка,Абу Бакра, Умара и Усмана – да будет Аллах милостив к ним! – не было тюрьмы, сажали в мечети – на галерее или там, где позволяло место. Когда наступило время Али ибн Аби Талиба – да будет Аллах милостив к нему! – он впервые в Исламе выделил для тюрьмы отдельное специальное строение, назвав ее нафиа (полезная). Она не имела охраны, и заключенные сбежали из нее. Тогда была организована другая, уже охраняемая тюрьма, которую он назвал махис (звериный загон).
Мечеть – крепость и цитадель
Мечети использовались также в качестве укрепленных крепостей, в которых укрывались от неприятеля в случае необходимости. Такие мечети строились просторными, окруженными высокими крепостными стенами, неприступными ни для кирки, ни для катапульты. В их стенах устраивались бойницы для обстрела врага стрелами и поражения огнем. Некоторые мечети были окружены рвом. Сегодня все это можно увидеть в великих исторических мечетях.
Приведем выдержки из статьи французского востоковеда Гастона Вита, опубликованной в египетском журнале «Аль-Муктатаф» в декабрьском номере 1932 года под заголовком «Самые великолепные архитектурные памятники Ислама». В ней он, давая описание Соборной мечети Султана Хасана в Каире, построенной в 1353 году от Р.Х., привел такое высказывание одного из французских путешественников по имени Сафари в 1778 году: «В числе множества мечетей Каира есть и такие, которые представляют собой крепости. Среди них мечеть Султана Хасана, в которой собирались прихожане во время волнений и стреляли с высоты ее купола по крепости».
Мечеть – дворец правосудия
Сколько судов состоялось в мечети Пророка в Лучезарной Медине! Они могут служить примером соблюдения равенства перед законом сильных и слабых, богатых и бедных. Беспристрастная чаша весов в доме Аллаха служила многим смелым судьям, которые действовали во имя установления правды и устранения лжи.
Совет судей в мечети действовал постоянно для рассмотрения жалоб людей, восстановления справедливости между ними.
Мечеть – аптека и поликлиника
Когда египетский Султан Ахмад ибн Тулун построил свою мечеть в Каире, он обнаружил, что необходимо учесть возможные случаи неожиданного ухудшения здоровья у некоторых людей, собирающихся на пятничную многолюдную молитву. Пострадавший не должен оставаться без срочной медицинской помощи для его своевременного спасения. Султан приказал, чтобы в мечети работала аптека, в которой должны были быть необходимые лекарства, лечебные снадобья, напитки, настойки и соответственно люди, которые могли оказывать квалифицированную медицинскую помощь, то есть медперсонал. В мечети по пятницам дежурил врач для оказания немедленной помощи участникам пятничной молитвы в случае необходимости.
Мечеть – это также парламент
Мечеть – это дом уммы, и в таком качестве она выполняла ту же функцию, которую выполняет в наше время парламент. Достаточно было халифу или султану послать гонцов, чтобы призвать людей к всеобщей коллективной молитве, собранию, мусульмане тотчас же оставляли свои дела и коллективно или в одиночку спешили в Соборную мечеть, откликаясь на призыв правителя, приглашавшего их для обсуждения важных вопросов, касавшихся политики, управления государством и других сфер общественной жизни.
Историческая наука свидетельствует о том, что халифы, короли и высшие духовные лица в Исламе, когда хотели принять важное решение, касающееся политики государства и его системы, звали людей в соборную мечеть и обсуждали соответствующие мероприятия и решения непосредственно с народом или с авторитетными людьми от него.
Мечеть – это место обнародования информации
Мечеть в давние исламские века, особенно в эпоху правления Убейдитов, которые называли самих себя Фатимидами, хотя они ими не были, а после них, при Айюбидах, а затем при мамлюках выполняла ту роль, которую сегодня осуществляют средства массовой информации, такие как газеты, радиостанции, телевидение. Все сообщения, объявления, решения, указы правительства провозглашались мусульманам с минбара соборной мечети или других больших мечетей в стране.
Мечеть – научный университет
Не будет преувеличением, если я скажу, что мечеть в прошлом играла ту же роль, которую выполняют сегодня университеты в областях культуры, образования, науки и идеологии. Из стен мечетей из века в век выходили многие поколения ученых, и названия некоторых из мечетей вплоть до наших дней продолжают сиять подобно ярким звездам на небосклоне мировой цивилизации. В этих мечетях и существовавших при них учебных заведениях ежегодно учились тысячи студентов, которые после окончания своего обучения расходились по разным уголкам арабского и исламского мира. Они обладали знаниями, достаточными для того, чтобы внести свой вклад в развитие наук наряду со своими великими предшественниками, пионерами мысли и знания.
В числе таких великих мечетей необходимо упомянуть Карауинскую соборную мечеть в городе Фес, которую основала Фатима аль-Фахрия в месяце рамадан 245 г. хиджры (859 г. от Р.Х.). Мечеть должна была стать еще и местом общественных собраний для приходивших на молитву жителей города и мусульманских богословов. Ей был предопределен огромный успех – она стала научным центром, который распространил свой свет на все страны Магриба и сыграл большую роль в развитии наук. Она и в эти наши дни продолжает нести миссию Ислама в распространении знаний и культуры.
Другой пример – благословенная соборная мечеть аль-Азхар, которую основал Джаухар ас-Сикилли 14 рамадана 259 г. хиджры (971 г. от Р.Х.). Строительство мечети было завершено за два года, и первая молитва в ней была совершена 7 рамадана 261 г. хиджры. Эта мечеть и сегодня, через 1000 лет со дня своего основании, является самым крупным исламским центром в мире. Обучавшиеся в ней мусульманские богословы распространились по всем мусульманским странам, где они выполняют миссию ислама на высочайшем уровне, со всей искренностью и преданностью вере.
Шейх Мухаммад Hyp аль-Хасан, заместитель главы мечети аль-Азхар, в своем выступлении в связи с 1100-летием со дня основания Карауинской мечети, сравнивая ее с мечетью аль-Азхар, говорил: «Есть сходство между мечетью аль-Азхар в Каире и Карауинской мечетью в Фесе в точке отсчета обеих: и та и другая были построены как мечети, то есть для молитвенного богослужения, но уже достаточно скоро каждая из них стала соборной мечетью (аль-джами), то есть местом сбора больших количеств людей, а затем и центром исламских и арабских исследований. С той поры в них начались глубокие научные исследования по всем отраслям исламского и арабского культурного знания».
Необходимо упомянуть, что с того времени, как Пророк Ислама велел построить мечеть в Лучезарной Медине, превратив ее в центр исследований и дискуссий, все мечети, как обычные, так и соборные, стремились на протяжении 14 веков следовать по тому же пути, чтобы быть центрами образования и просвещения наряду со своей духовной миссией. Некоторые из них сумели распространить свою деятельность и на другие сферы помимо догматических и шариатских наук и включить в свои образовательные программы курсы по изучению литературы, истории и других отраслей знания. Для примера можно упомянуть мечети аль-Мустансария в Багдаде, аль-Адилия в Дамаске, Кордовскую и многие другие из тех, что стали подлинными университетами знания. Три из них действуют и поныне: университет аль-Азхар в Каире, университет аз-Зайтуния в Тунисе и университет аль-Карауин в Фесе. Сегодня, когда значительно расширилось знание об их большом влиянии на развитие наук и идейных течений в Европе в средние века, становится еще более отчетливо виден тот осязаемый вклад, который они внесли в становление западных университетов.
1 Коран, сура 7 «Преграды», аят 89.
2 Коран, сура 9 «Покаяние», аят 18.
3 Наджран – город в юго-западной части Аравийского полуострова, сопредельной с Йеменом. Ко времени возникновения Ислама был населен по преимуществу христианами-монофизитами, отвергавшими представление о человеческой ипостаси Бога, что сыграло немалую роль в их последующем обращении в Ислам.
islamrf.ru