Сдерживание гнева и избегание ярости

  • Печать

 

 

 

Сущность гнева:
Знайте, что гнев – это пламя, так как он от дьявола, а дьявол создан  из огня. Также он является отрицательным моральным качеством невежественных людей. Аллах послал своего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) для того, чтобы уничтожить времена темного невежества и остановить распространение глубоко укоренившегося распутства и несправедливости.
Достоинство кротости и сдерживания гнева:

Всевышний сказал: (И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина которого – небеса и земля, уготованному для богобоязненных, которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!) /Семейство Имрана : 133, 134/.

Аллах возлюбил эту группу людей из делающих добро, которые сдерживают себя на границе уважения других, и не делают людям зла, ожидая за это награду у Аллаха.

Как же человек может стать кротким? И когда ему можно будет причислить вышеназванные качества?

Хорошо известно и совершенно очевидно, что человек в этой жизни подвергается множеству раздражителей и возбудителей, и тот, кто не сможет сдержать себя при соприкосновении с ними, начинает сердиться. Тот же, кто сдерживает себя, прощает ошибки других, принимает их извинения и находит им оправдания, является кротким человеком. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучая людей благородным моральным качествам, уделял очень большое внимание кротости и самоконтролю. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не тот силен, кто побеждает часто, силен лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». Также в хадисе приводимым Аль-Бухари и Муслимом сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ашаджжу Абд Кайсу: «Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость».

Для того, чтобы человек осознал всю важность кротости в Исламе, ему необходимо знать, что одним из прекрасных имен Аллаха является – Аль-Халим (Кроткий). Мусульманин же больше всех достоин подражать этому качеству и благородному имени.

Также важно знать, что эта великая религия воспитывала в своих последователях хорошее отношение к людям, благодеяние и дружелюбие к ним. Вот прекрасные слова, которые олицетворяет отношение Ислама к людям: «Будьте с людьми как деревья, когда в них бросают камни, они бросают к ногам свои плоды».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников, а затем и следующие поколения до самого судного дня этому высокому моральному качеству, чтобы они были снисходительными к недостаткам других людей, обращались к ним, в соответствии с интеллектуальным уровнем и относились к ним только с милосердием.

Однажды халиф Умар Бен Абд Аль-Азиз по своему обычаю вышел ночью, чтобы проведать дела своих поданных, а с ним рядом был его стражник. И вот, зайдя в мечеть и наступив в темноте на спящего человека, он споткнулся. Этот человек поднял голову и сказал ему: «Ты что сумасшедший что ли?» На что халиф ответил: «Нет» Его стражник хотел ударить этого спящего человека, но Умар сказал ему: «Не делай этого, он всего лишь спросил, не сумасшедший ли я, а я ответил, что нет».

Повелитель правоверных мог сделать с этим человеком все, чего бы ни захотел, однако Ислам воспитал в этих людях стремление к тому, что у Аллаха из блаженства взамен на подавление гнева, который они в состоянии были бы удовлетворить.

Когда сатана попытается овладеть разумом во время гнева, нужно знать последствия этого состояния и следовать следующим правилам:

1. Вспомнить Аллаха, и попросить у него защиту от дьявола, побиваемого камнями.

2. Необходимо вспомнить, что уготовал Аллах из наслаждений кротким и прощающим людям.

3. Мусульманин должен легче относиться к обидам и не принимать близко к сердцу слова и поступки окружающих людей.

4. Мусульманину во время гнева необходимо придерживаться молчания и не отвечать на оскорбления или обиды. Также ему нужно поменять свое телесное положение, например, если он стоит, то ему лучше сесть, а, сели сидит, то лучше лечь.
5. Нужно сделать малое омовение (вудуъ), как советовал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине гнев от дьявола, а он был создан из огня, а огонь тушат водой. Поэтому, если кто-то из вас гневается, то пусть сделает малое омовение».