Ислам и нравственность

  • Печать

 

 

 

Характеристика ахляка (нравственности)

Ахляк - это привычки, вошедшие в душу человека. Эти привычки механически проявляются в наших действиях и отношениях.

В наши души вселены два вида привычек:

1. Хорошие привычки.

2. Вредные привычки.

Движение наших органов связано с нашей душой. Если в нашей душе помещены хорошие привычки, то и действия наших органов будут хорошими. Эти хорошие действия называют хорошей нравственностью. А если в наши души помещены вредные привычки, то действия наших органов будут плохими. И это называют плохой нравственностью. Для того чтобы наши действия были правильными, нам надо очистить душу от вредных привычек и поместить туда хорошие привычки.

Известно, что какие семена посеешь в землю, то такой урожай и пожнешь. И мы, зная это, понимаем, что результаты и плоды зависят от наших усилий, от вложенного труда. Если в глубь души мы посеем семена хорошего характера, то взамен получим прекрасную нравственность. Но если посеем семена плохого характера, то и получим плохую нравственность.

Ахляк в Исламе

Ахляк в Исламе имеет большую ценность и значимость. Одна из целей Ислама - воспитать высоконравственных людей. Наш любимый Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: 'я ниспослан к вам для совершенствования нравственности. Мусульманин оценивается по его нравственности.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: 'Самый любимый мной и самый приближенный мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью.

Спросили у Пророка Мухаммада, мир Ему: 'Какие рабы любимы Аллаhом?'. Пророк, мир Ему, ответил: 'Те, у которых высокая нравственность'.

Как совершение ибады является обязанностью, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаhа. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности.

Роль веры и ибады в нравственности

Тот, кто обладает истинной верой, знает, что Аллаh видит все действия, которые он совершает, и знает, что есть ангелы, которые записывают его деяния. Он также верит, что в Судный День предстанут перед ним все деяния, которые он совершал в этой жизни. И верит, что если он совершал добрые деяния, то получит за это вознаграждение, а если совершал плохие деяния, то будет наказан за это, если Аллаh не простит его.

Сказал Аллаh Всевышний в Коране:
Значение: 'Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллаh воздаст ему за него. Кто совершил зла на вес пылинки, тот также увидит его, и ему воздастся за него.

Это вероубеждение удерживает человека от совершения зла и направляет на совершение добра. Тот, у кого нет такого вероубеждения, не несет в себе чувства ответственности, и пока не будет для него от кого-либо пользы, не стоит ожидать от него добра; и при удобном случае он может сделать разного рода зло.

Мусульманин, помнящий об отчете в День Суда и обращающий внимание на все свои действия, не нанесет никому вреда, и будет стараться делать добро.

Ибада усиливает веру в наших сердцах и сохраняет высокую нравственность. Например: пятикратный намаз напоминает нам всегда об Аллаhе и оберегает человека от грехов, пост увеличивает чувство милосердия и уберегает руки от харама, а язык ото лжи. Закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. И все это приносит пользу обществу.

Самый лучший пример нравственности -
Пророк Мухаммад, мир Ему

Пророк Мухаммад, мир Ему, - это человек, обладающий высокой нравственностью, которую даровал Ему Аллаh. Он получил нравственность, какая заповедована нам в Коране, Он вобрал в себя все лучшие качества человека. Когда спросили у госпожи Айши о Пророке Мухаммаде, мир Ему, она ответила: 'Его мораль - это Коран.

Пророк Мухаммад, мир Ему, учил законам нравственности и сам жил по ним. Он никогда не отступал от законов нравственности и добра. И своими благими поступками был примером для людей. Сказал Аллаh Всевышний:


Значение: 'Для вас в Посланнике Аллаhа - образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаhа и на блага Судного дня и поминает Аллаhа часто.
В этом аяте Аллаh повелевает, чтобы мы подражали жизни Пророка Мухаммада, мир Ему. Мы должны стремиться хорошо овладеть знаниями о Его высоконравственной жизни и жить, взяв ее себе в пример.

Труд и ахляк

Труд является повелением нашей религии. Каждый мусульманин обязан трудиться для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от кого-либо. Труд и заработки людей бывают разные. То, на что мы должны обращать внимание, зарабатывая трудом: зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризык с запрещенным.

Пророк, мир Ему, сказал: 'В Судный День у человека будут спрашивать об имуществе: как приобрел и как он его расходовал. В этом хадисе говорится о тех, кто смешивал законный свой заработок с неправедным. И в следующем хадисе Пророк Мухаммад, мир Ему, обрадовал тех, которые трудились и зарабатывали: 'Те, которые торговали законно, в Судный День будут вместе с Пророками.

Правдивость в Исламе - один из принципов нравственности. Мусульманин должен избегать лжи, зависти, а также избегать ихтикяра (то есть когда скупают продукты питания и не продают их во время дефицита, а ждут повышения цен на них и продают только после повышения цен); мусульманин должен зарабатывать чистым и разрешенным путем.

Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного - выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно (мотивируя тем, что его никто из людей не видит), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно; такое отношение запрещено нашей религией.

Меняется ли ахляк?

На этот свет ребенок рождается чистым. Если родители воспитают его прилежным и научат хорошим манерам, то он вырастет высоконравственным. Если ему не дадут воспитания и осквернят его душу черным пятном плохого характера, то трудно ожидать от него высокой нравственности и доброты.

Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так же очищаем нашу душу от дурных черт, совершенствуя и облагораживая ее.

Пророк, мир Ему, сказал: 'Совершенствуйте вашу нравственность'. Этот хадис доказывает то, что можно изменить свойства личности.

Если кто-то дружит с безнравственными людьми, то со временем из-за общения с ними теряет свои хорошие качества и перенимает их пороки и недостатки. Поэтому, чтобы сохранить нравственность, прежде всего надо получить хорошее воспитание, дружить с теми, кто обладает высокой нравственностью, и избегать дружбы с безнравственными людьми. Пророк, мир Ему, сказал: 'Дружить с хорошими людьми - это подобно тому, как если ты находишься в парфюмерном магазине: даже если хозяин магазина не проявит к тебе внимания, все равно будет приятно находиться там. А дружить с плохими людьми - это подобно нахождению в кузнице; находясь там, будешь чувствовать неудобства: то попадание на тебя искры, то неприятный запах гари.

Наша обязанность - быть внимательными и осмотрительными при выборе друга. Следует дружить с хорошими и знающими людьми, извлекать уроки из общения с ними и избегать плохих людей. А если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью отдалить его от проявлений плохих качеств и приблизить к высокой морали, помочь ему стать лучше.

Из книги " Путь к свету "