Высокомерный

  • Печать

 

 

 

Если вы посмотрите на поведение высокомерных людей вокруг себя, то вы заметите, что все они специалисты преувеличения, которое иногда доходит у них до пустого шума и обмана. Все это потому, что вся их цель сводиться к одному – это возвыситься над другими, и принизить  достоинство окружающих их людей, поскольку они высокомерны, тщеславны и не признают заслуги и мнения других.

            Поистине очень жаль, когда одному из них Аллах оказывает свою милость, возвысив его на какой-нибудь высокий общественный пост, а он после этого  начинает смотреть с высока и надменно на всех остальных людей.

Высокомерие или надменность и презрение к людям является безнравственным поведением, и порицаемым моральным качеством, которое упоминается в священном Коране. Всевышний Аллах сказал: (И сказал Фараон: «О знать, я не знаю для вас другого бога, кроме меня. Разожги мне, Хаман, огонь над глиной и устрой башню: может быть, я поднимусь к богу Мусы. Я ведь думаю, что он – лжец») /Рассказ: 38/.

            Высокомерие и гордыня принадлежат к тем психологическим проявлениям, которые человек сам избирает в отношении других людей, так как таким способом он удовлетворяет некоторую душевную потребность и реализует психологические цели для уменьшения  беспокойного состояния и тревоги. К примеру, когда он внушает себе, что он лучше, если у него кожа не черная, а белая, или если он принадлежит к определенной группе людей, или если он богат, или силен и красив. Даже бывает так, что мужчины чувствуют высокомерие по отношению к женщинам, или взрослые по отношению к детям.

            Как сообщает ученый Аль-Карни (1997г.), жизнь некоторых людей проходит в пустом притворстве и обманчивом лицемерии. Если попытаться поискать в их жизни наличие больших знаний или великих поступков, то это будет крайне сложно. Однако, сколько бы такие люди не жили в слепоте, когда их жизнь подойдет к концу и люди забудут их, а к ним придет смерть и они перейдут в загробный мир, тогда они убедятся, что пена рано или поздно всегда исчезает, а то что полезно людям остается.

            Ибн Масквих так объясняет смысл самообольщения: «Это обманчивая мысль, когда человек думает, что он заслуживает какое-нибудь высокое положение, которое на самом деле не принадлежит ему. Те, кто хорошо знают себя, неизбежно находят в себе массу недостатков и плохих качеств».

            Причин высокомерия и самообольщений много, ниже даются только некоторые из них:

            1. Воспитание в детстве. Возможно, таких людей слишком часто хвалили родители, независимо от того заслуживали они этого или нет. Привыкая к высокомерию с детства, они не расстаются с этим чувством, даже повзрослев.

            2. Похвала, которой подвержены некоторые люди. Передают от Муджахида, что он слышал как Ибн Мауммар сказал: «Однажды встал один человек и начал восхвалять какого-то правителя. Тогда Аль-Микдад Бен Аль-Асвад  стал сыпать ему в лицо песок, сказав, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам сыпать песок на лица тех, кто чрезмерно хвалит других людей».

            3. Частое общение с высокомерными людьми. Обычное явление, когда человек подражает поведению и качествам своих друзей. Недаром говорят, скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Это особенно заметно, с тщеславными и самоуверенными людьми с сильным характером, которые оказывают больше влияния на своих друзей, чем другие.

            4. Хвастовство своими достижениями и отрицание милости того, кто является причиной этих благ. Это заставляют человека внушать себе, что все, чего он добился, является результатом его проницательности и поразительных способностей, отрицая тем самым благодеяния Аллаха, что в свою очередь приводит к заносчивости и высокомерию.

            Именно это случилось с Каруном, когда он сказал: («То, что мне даровано - это благодаря моим знаниям») /Рассказ: 78/, позабыв тем самым слова Всевышнего: (А то, что у вас из благого, то только по милости Аллаха) /Пчелы: 53/.

            5. Нахождение во главе какого-нибудь дела, без соответствующей для этого мудрости. Это побуждает их думать, что они находятся на этом посту благодаря своим способностям и проницательности, что в свою очередь порождает в них высокомерие по отношению к другим. Главной причиной этого является отсутствие мудрости и знаний, необходимых в любом деле. Именно поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кому Аллах пожелает добра, даст знания в религии».

            6. Незнание человеком своей сущности, который был создан из ничтожной воды, а недостатки являются его неотъемлемой природой, и что в конце он превратится в прах. Всевышний сказал: (Разве Мы не создали вас из воды ничтожной) /Посылаемые: 20/.

            7. Знатное и благородное происхождение. Всевышний говорит: (И когда подуют в трубу, то не будет в тот день родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга (о происхождении).) /Верующие: 101/.

            8. Чрезмерное и преувеличенное оказание знаков уважения и почтения, как целование рук, поклон, или вставание в честь кого-либо. Наш посланник запретил своим сподвижникам вставать ради него в знак возвеличивания, как делали персы своим царям. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто любит, когда ради него встают со своих мест люди, пусть ищет свое место в огне».

            9. Чрезмерная покорность в каждом деле, независимо от его нравственной стороны. Покорность и послушание должны быть только в благих деяниях, и полностью запрещены в дурных вещах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин должен быть покорным и послушным в любом деле, нравится ему это или нет. Если же ему прикажут запрещенное Аллахом, то нет в этом повиновения».

            10. Незнание тяжелых последствий высокомерия. Поскольку высокомерные люди не видят в себе недостатков, которые надо исправлять. Они лишаются божественного руководства. И потом таких людей легко могут сломить любые испытания и трудности. Такие люди не могут любить других из-за своей сильной любви к себе.

            В хадисе, приводимым Муслимом, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в рай, (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежды и обувь были красивыми!» (На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».

            Знай, дорогой читатель, что высокомерный человек имеет только одну цель – это быть в центре внимания окружающих людей и возвышаться над ними, так он считает себя лучше и выше чем другие по происхождению и знатности. Из-за этого он становится горделивым и начинает смотреть на других с презрением и надменностью, даже не подозревая, насколько эти качества ненавистны Аллаху, а их обладатель достоин тяжелого наказания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Шел, горделиво выступая, причесанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в нее до самого Дня воскресения».

             Где же мы по сравнению со сподвижниками посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и их прекрасными моральными качествами (да будет доволен ими Аллах). Разве не является достойным для каждого из нас стараться подражать их поступкам и качествам. Вот что указывает Абу Фарис на одного из них: Поистине Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был очень скромным и кротким, никогда не возвышался над другими и относился к каждому с уважением, будь он бедняк или богач.

            Абу Салех Аль-Гаффари передает,что Умар Бен Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) ухаживал за одной старой и слепой женщиной, принося ей воду и делая за нее всю работу. Но, приходя к ней, он замечал, что кто-то другой опережал его и помогал ей по дому. И вот однажды, когда он решил подкараулить, то обнаружил, что это был Абу Бакр, который был Халифом. Тогда Умар воскликнул: «Клянусь - это ты!».

            Вот как наш Господь запретил высокомерие и кичливость: (И не ходи по земле горделиво: ведь ты не просверлишь землю и не достигнешь гор высотой!) /Перенес ночью: 37/.

            Аллах любит гордость и самоуверенность только в двух ситуациях: на поле брани перед врагами и в подаянии милостыни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из гордости есть то, что ненавидит Аллах, и то, что Он любит. Что касается гордости, которую Аллах любит, то – это самоуверенность человека во время сражения и чувство гордости при жертвовании милостыни». Подразумеваемая гордость и самоуверенность в вышеупомянутых двух ситуациях – это уверенная поступь и чувство достоинства, но ни в коем случае дарение пожертвований с одолжением и презрением, которые наоборот делают ее недействительной.

            Всемогущий и Всевышний Господь сказал: (А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно) /Различение: 63/.А вот, что сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Истинно Аллах внушил мне, чтобы вы были смиренными, и не превозносились одни над другими, и не совершали притеснений».

            Из всего вышесказанного становится ясным, что целью порицания надменности и высокомерия является недопущение самообольщения, тирании и деспотизма, а иначе на земле воцарится произвол и бесчестие, которые как огонь ничего не16.02.04 пощадят.

            Также нужно знать, что высокомерие является качеством Создателя (хвала ему), поэтому как мы можем соперничать с ним в этом? В хадисе, приводимым Муслимом и Абу Даудом, сообщается, что Абу Саид передает, что Абу Хурайра слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая слова своего Господа (славен он и велик): «Всевышний Аллах сказал: «Слава – Мой изар (кусок ткани, которым Арабы обматывались вокруг бедер), а величавость – Моя накидка (рида), того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!».
             Неужели мы лучше, чем господин всего человечества? Он был лучшим, кто воплотил в своей жизни смысл скромности и смирения. Он не считал унизительным приветствовать мальчиков, облизывать после еды свои пальцы и помогать своим женам в домашнем хозяйстве: латать одежду, доить овец, есть с прислугой и всегда его лицо было приветливым и сияющим с каждым, кого он встречал.
Действительно, если правитель хочет дольше удержать свою власть, ему ничего не надо, кроме как придерживаться скромности и смирения, оставить свои дворцы и пожертвовать всем ради других. Возможно, самые великие лидеры человечества остались навсегда в истории именно благодаря своей готовности пожертвовать собой ради своего народа, не ожидая взамен награды.

            Людей не заботят таланты или интеллектуальные способности их правителей, единственное, что им важно – это их отношение к ним. Истинное признание вожди получают только при наличии у них честности и правдивости, основанной на уважении других людей. Кротость и взаимоуважение являются основными компонентами качественного лидерства.

            Психологи советуют придерживаться следующего золотого правила:

            Обращайтесь со своими подчиненными, так словно они ваши друзья. Не смотрите на них свысока, не приказывайте им в повелительном тоне и не пытайтесь возвышаться над ними, поскольку именно они выполняют всю самую тяжелую часть работы. Они не ваша прислуга или близкие друзья. Когда вы стараетесь показать себя большим начальником, вы тем самым приобретаете неприязнь окружающих людей, так как в большинстве случаев они не любят людей, облеченных властью.

            Ничто так не возвышает человека и не делает ему чести, как скромность и смирение, подтверждением чему служит хадис, приведенный Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: (Никогда милостыня не уменьшает богатства. Не прибавляет Аллах человеку, который прощает другим ничего, кроме величия. И никто не был скромным и смиренным ради Аллаха, кроме как возвысил его Аллах).
            Если нам необходимо общаться с высокомерным человеком, то можно придерживаться следующих правил:

            1. Нужно общаться с ним тактично и осторожно.

            2. Не давайте ему возможности говорить о других людях.

            3. Не пользуйтесь по отношении к ним ни комплементами, ни лестью.

            4. Чтобы добиться его расположения и дружбы, развивайте с ним позитивные отношения.

            5. Не давайте ему повода чувствовать себя влиятельным и важным человеком.

            6. Нужно спрашивать его мнения, только после того как другие выразят свои точки зрения.

            7. Удостоверяйтесь в правдивости  его слов.

            8. Беседуйте о рассказах скромности и истории смиренных людей.

            9. Упоминайте негативные последствия тщеславия.

            10. Заставьте его признать настоящую сущность человека с его слабостями и недостатками.

            11. Научите его быть внимательным и объективным к другим людям.
            12. Покажите ему, что за человека говорят не его слова, а его поступки.