Мерило нравственности

  • Печать

Один из мудрецов сказал: «Три качества могут быть выявлены лишь в трех ситуациях: кротость может быть выявлена лишь в гневе, смелость – на войне, а брат познается в беде».

И это правда. Трудные ситуации обнаруживают потаенные качества, показывают истинность душ, по этому поводу арабы говорили: «Путешествие – мерило (нравственности) людей», потому что оно открывает многие из их этических качеств и особенностей.

Также человек познается не в согласии, а в разногласии, так как разногласие обнаруживает величину благочестия и кротости человека, ответственности и справедливости и других нравственных качеств, на которых сходятся люди, приходя к соглашению, и чем отличаются друг от друга в работе и разногласии. Об этом Всевышний Аллах сказал: «…И пусть ваша ненависть к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте привержены к справедливости, ибо она ближе к богобоязненности…» (Трапеза, 8). Иодна из молитв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, гласит: «Я прошу у Тебя (помочь мне произносить) слово истины в довольстве и в гневе».

Также разногласия обнаруживают разум человека, его обширность, дальновидность и общее видение проблемы.

Объяснение (спорной) истины и исправление метода – два необходимых требования, а милосердие и чистосердечие – два качества, которые нельзя упускать из виду. Хорошее мнение, оправдание и прощение чужих ошибок – методы, необходимые для последователя истины, справедливости, наставления и совершенствования.

И в то же время, такие врожденные свойства, как быстрый гнев, вспыльчивость, упрямство вырываются наружу во время разногласия и овладевают позицией человека, показывая ему ситуацию в другом, отличном от истинности, свете. Затем он истолковывает их – иногда чувствуя, а иногда не чувствуя – как защиту истины и гнев ради Всевышнего, но истинная суть заключается в том, что он следует своим скрытым, потаенным инстинктам и качествам, забывая о том, что защита истины не противоречит кротости и терпению, которые любит Аллах и Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и о том, что гнев ради Всевышнего не предполагает жестокости, преступления границ дозволенного в стремлении пресечь порицаемое. Поэтому критерием благочестия и богобоязненности является умение управлять личностными качествами, прилагая все усилия, чтобы соответствовать установлениям Шариата. Относительно этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес следующие слова: «Не тот силен, кто побеждает многих, силен лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе».

На самом деле, законность постановления по отношению к знающему человеку, имеющему право на принятие юридико-богословских решений, но допустившего ошибку, не основывается строго на жестком пресечении его, наказании и презрении по отношению к нему. Законность постановления по отношению к такому человеку не основывается на разделении, расколе общины и горячности либо гневе. Исправление ошибки этого человека не предполагает посрамление его достоинства и унижение, особенно если он известен своей совершенной честностью, надежностью и справедливостью. Исламский ученый Ибн Теймийя сказал: «Сунниты, обладатели (исламского) знания и веры знают истину и следуют по пути Посланника, они милостивы к творениям, справедливо к ним относятся, оправдывают тех, кто принял (юридико-богословское) решение, стремясь к истине. Но его знание подвело его, и, поистине, они порицают лишь того, кого порицают Аллах и Пророк Его, ведь именно он – истинный расточитель в поисках знаний, оставляющий свои обязанности или совершающий запретное, и они не накажут его, если только после нахождения веского довода против него, как сказал Всевышний: «…И Мы (никогда) не наказывали (людей), не послав предварительно к ним посланника» (Ночное путешествие, 15)».

Многие из них смогут найти ответ на ошибку этого человека, но людей, способных милостиво и с состраданием объяснить истину, способных оказать помощь совершившему ошибку и помочь ему исправить ее, увы, очень и очень мало. Лишь руководители общины и обладатели разума в ней – единственные, способные к открытию уравновешенной научной среды и прекрасной идейной атмосферы, что послужит осуществлению научного диалога и оживлению нравственности в случае разногласий. Обладатели разума смогут вернуть равновесие в общество с помощью терпения и кротости. При обнаружении смуты разногласия и множества интриг, очень важно объяснить истину с доказательствами и исправлением ошибок. В то же время они бережно относятся к сплочению рядов и укреплению их основ, они знают, что небрежность по отношению хотя бы к одной из этих основ может послужить причиной раскола, враждебной безнравственности и упадка.

Смута разногласия и взаимной вражды – одна из самых страшных и губительных смут, происходящих в рядах праведных людей, с появлением смуты увеличиваются спор, прения между сторонами, кривотолки, пересуды, и многие люди становятся их орудием. В самом начале смуты сатана становится сотоварищем некоторых нетерпеливых людей, подверженных вспыльчивости, зажигает в них огонь. Существуют «низкие люди», которые, найдя подходящий повод к конфликту, с радостью принимают в нем участие, довольствуясь сомнительными доводами в настаивании на собственном мнении в процессе разногласия. От них можно услышать только слова угрозы, пререкания и доказывание собственной точки зрения всеми возможными способами, например, размахивания руками, крича и разбрызгивая слюну, и при всем этом, они еще могут прикрываться щитом истины, как мы говорили об этом выше!

С усилением смуты разногласия увеличивается спор, появляются расхождения, открываются страницы прошлого, выявляются скрытые потенциалы душ, решения разъясняются через призму подозрений и сомнений, пока не поднимется знамя неудачи, о чем сказал Всевышний в своей Книге: «… и не препирайтесь (между собой), а не то лишитесь мужества и удачи…» (Добыча, 46). И некоторые в своих разногласиях со своими братьями доходят до крайнего состояния, к примеру, один человек, бросившийся в воду, намереваясь спасти утопающего, зовущего на помощь, поплыл по направлению к нему, а когда был совсем близко, спросил его: «Ты откуда?» Утопающий ответил: «Из племени бану Тамим!» На что спасатель сказал: «Оставайся здесь». Он находился от тонущего на расстоянии вытянутой руки: «И если бы у меня с собой был кирпич, я ударил бы его им по голове».

Руководители общины имеют под ногами твердую почву, состоящую из дальновидности и благочестия, не провоцируя споров и не следуя прихотям народа, они следуют верным путем наставлений, проповедуя истину и терпение. Ведь, не каждый может увидеть суть сложившейся проблемы, и не каждый увидевший способен устранить ее. Только удачливый и умный человек сразу увидит котел, бурлящий в обществе, и Всевышний поможет ему устранить смуту и затушить очаг возгорания с помощью следования истинным путем, благодаря мудрости и расширения горизонтов, он минует острые углы, найдет выход из ситуации и перейдет от поверхностных доказательств к существенным. Правду сказал имам Ибн Кайим: «Свет разума озарит темноту ночи, и осветит путь истины, и Всевидящий упорядочит исход дел». И если разъяснение истины является обязанностью, а умолчание об ошибке – недозволенным, то сострадательный советчик, обладающий знанием и богобоязненностью, используя все блага и интересы, устранит, насколько сможет, интриги и дурные поступки. Он посмотрит глазами исправителя, заботясь обо всех намерениях исламского законодательства и вмененных им обязанностях, стремясь в своей миссии к цели, поставленной Аллахом и к Его довольству.

Поэтому многие из руководителей и имамов оставляют некоторые мнения и работу над богословскими заключениями, стремясь подобрать слова для устранения смуты. Они следуют по пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который оставил священную Каабу в том виде, в каком ее построил пророк Ибрахим (библ. Авраам), мир ему и благословение, и объяснил свой поступок жене Айше, сказав: «Если бы не твой народ, еще недавно пребывавший в доисламском периоде, а я боюсь, что их сердца отвергнут это, я бы пристроил стену к Каабе и дверь ее устроил от земли».

Люди с исламским сознанием крайне нуждаются в религиозном воспитании, укреплении веры, т.к. благодаря этому возможно исправление, улучшение души и это кратчайший путь, который ведет к разумному равновесию в постановке решений, к сознательной справедливости в различных ситуациях и к правильной ответной реакции. Отсутствие же этого воспитания делает нас мишенью множества расколов, разделений и конфликтов, просим у Аллаха защиты от явной и скрытой смуты.

 

 

Все мы - одна семья!

 

Когда я был еще ребенком, я дружил со своими двоюродными братьями, которые ненамного старше меня. Однажды я спросил одного из них: «Разве моя мама не является сестрой твоей мамы?». Когда он утвердительно ответил мне, я сказал: «Значит, мы с тобой тоже братья». На что он ответил: «Конечно же, мы – братья».

Несмотря на то, что я, будучи ребенком, задавал столь наивные вопросы, когда я вырос, то понял, что тот мой вопрос не был ошибочным. Я начал размышлять об этом более глубоко и осмысленно. Я смотрел на каждую человеческую нацию как на одну семью. Разве все люди не являются детьми нашего праотца Адама? А Ева разве не является нашей матерью? Значит, все мы – братья.

Я размышлял на эту тему все больше и больше, и с каждой новой мыслью у меня возникало огромное количество вопросов: Как же мы, братья, дети одной нации, можем хладнокровно убивать друг друга и питать вражду друг к другу? Почему мы не принимаем эту истину, даже будучи разными? Откуда столько ненависти, злорадства, злобы?!

Размышления о силе зла, той самой силе зла, которая овладевает слабыми душами, она сеет в нас вражду и вместо того, чтобы быть единым обществом, мы становимся людьми, не испытывающими никакой жалости по отношению друг к другу. Мы питаем ненависть, радуемся чужому горю и совершаем поступки, противоречащие нашему прекрасному человеческому началу, несмотря на то, что Аллах в основе создал нас милостивыми, любящими. Идя по улице, я рассматривал незнакомые лица прохожих и испытывал сильное желание познакомиться с каждым из них. Я мечтал об идеальном городе, о котором упоминал еще Платон, я так желал оказаться в нем, я пытался найти этот город внутри себя, – город любви, добра и красоты. И снова вопрос: Почему я не отношусь ко всем людям, которых я вижу каждый день и которых не узнаю в них сынов и дочерей наших прародителей Адама и Евы?

Теперь я на самом деле начну изнутри любить всех окружающих. Я уверен, что Аллах, являющийся основой добра во всей вселенной, с нами, Он не даст злу одержать победу над добром. Я прошу Аллаха, чтобы новое поколение молодежи на всей земле росло и  воспитывалось на любви к добру и миру, чтобы не осталось в их сердцах места для ненависти и зла. И восстановится справедливость, мир не станет делиться на сотни воинствующих сторон, но все объединятся, став единым обществом, строящим новую жизнь, и будут любить все творения Аллаха.