Только для женщин
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
Порой, начитавшись некоторых блогерш, пишущих на женские темы, такая тоска бе…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…
«Модный» хиджаб?…
«Модный» хиджаб?…
Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…
Всегда ли место женщины на кухне?…
Всегда ли место женщины на кухне?…
В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором…
Дом и работа. Как все успеть?…
Дом и работа. Как все успеть?…
Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…
- 1
- 2
Проблемы и их решения
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…
5 способов как разрушить свой брак…
5 способов как разрушить свой брак…
Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…
Берегите друзей…
Берлинская телестена в семье…
Берлинская телестена в семье…
Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…
Виртуальные мусульмане…
Виртуальные мусульмане…
На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…
- 1
- 2
Брак Роль мужа и жены в нем
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...
Сглаз и защита от него
- Подробности
- Категория: Проблемы и их решения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Сглаз – это нанесение вреда взглядом. Например, человек восхищается тем, что видит, а оно, в свою очередь, получает отрицательный импульс, частично или полностью теряет то, чем восхитились. Некоторые говорили: "Сглаз – это когда ядовитая сила выходит из глаз одного и попадает в глаза другого, отравляя его". Ибн аль-Джавзи считал: "Сглаз может произойти в результате восхищения чем-то, зависти, а также, если смотрящий является вредоносным по своей природе, наподобие ядовитого насекомого".
Данный вопрос многократно упоминается в хадисах:
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Сглаз [действенность сглаза] – это "аль-хакк" [не выдумка, а на самом деле реальность]";[1]
- Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в повелительной форме говорил [порой] своей супруге ‘Аише о необходимости найти человека, который снимает сглаз (посредством рукъя-заклинания заговаривает от сглаза);[2]
- Асма’ дочь ‘Умэйса спросила у Пророка: "О Посланник Всевышнего! Дети Джа‘фара очень восприимчивы к сглазу. Могу ли я попросить человека о рукъя-заклинании для них?" Пророк ответил: "Да [можешь]. Если что-то могло бы опередить волю и всезнание Творца, то это был бы сглаз [Этими словами Пророк подчеркнул значительную действенность сглаза]";[3]
- ‘Аиша передала: "Когда Пророк жаловался на самочувствие, к нему приходил Джабраил и читал: "Именем Аллаха заклинаю тебя. Он исцелит тебя и вылечит от всех болезней. [Удалит, освободит] от зла завистника, от зла всех, кто может сглазить";[4]
- Умму Саляма рассказывала, как однажды Пророк, увидев в ее доме женщину с темным пятном на лице[5], воскликнул: "Найдите человека, который снимет сглаз (заговорит от сглаза)! Ее сглазили".[6]
Имам аль-Хаттаби говорил: "Рукъя-заклинание (заговор), о котором упоминал Пророк, это то, что состоит из отдельных аятов Корана, формул восхваления и упоминания Всевышнего. То, что проговаривается набожными людьми, имеющими чистые души. Это есть "духовное целительство", которое преобладало во времена благочестивого поколения прошлого. Но когда стало все сложнее и сложнее найти такого рода праведников, люди начали обращать свои взоры на хирургические вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно "увидеть и потрогать". Действенность духовного целительства становилась все менее эффективной, так как были потеряны смысл, содержание, суть данной формы целительства, потеряна благодать (баракят) близких ко Всевышнему целителей-заклинателей.
Запретным же в данной области целительства являются заклинания колдунов и тех, кто говорит, что подчинил себе джиннов".[7]
Истина в вопросе сглаза состоит в том, что "Всевышний, при взгляде одного человека на другого с восхищением или, например, с завистью, сотворяет воздействие такого взгляда в форме последующего недуга или плохого самочувствия последнего. Это воздействие может быть изначально отражено посредством произнесения формулы удаления себя от зла с помощью Всевышнего (аль-исти‘аза)[8] или иным способом, а также, когда отрицательное влияние сглаза уже произошло, например, через проговаривание рукъя-заклинаний, купание (совершение омовения) или что-то иное". Кроме того, исламские ученые утверждали: "Всевышний Творец установил закономерности присутствия в телах и душах различного рода сил и возможностей, зачастую скрытых. Например, услышав в свой адрес похвалу, человек может покраснеть, в момент испуга – побледнеть. Некоторые очень легко поддаются воздействию сглаза и практически сразу начинают чувствовать недомогание. Все это происходит в результате определенных закономерностей, заложенных Творцом в душах. А так как большая часть внешних воздействий на уровне душ происходит посредством глаз, то эти процессы были названы сглазом, хотя глаз, как человеческий орган, влияния не имеет. Он всего лишь проводник процессов, происходящих на духовном уровне. В свою очередь, дỳши по силе влияния и восприимчивости значительно отличаются друг от друга.
Сущность сглаза в том, что воздействие происходит по воле Творца. Оно не ограничено телесным соприкосновением, может произойти посредством взгляда, а также душевного настроя, например, через молитвы-ду‘а, формулы-заклинания, прибегание к помощи Всевышнего, а порой происходит по результату воображения или фантазии. Тот, кто имеет сильное воздействие взглядом, пускает "ядовитые стрелы" на уровне души, в пространстве духовного общения. И если такая стрела настигает тело того, душа которого не защищена от внешних воздействий, то происходит отрицательное воздействие. В то же время, если человек имеет определенные формы защиты, то "стрела" может быть отражена и даже возвращена к тому, кто ее "выпустил".[9]
Очень часто от сглаза страдают красивые жилища, дорогие приобретения, красочные и благовонноцветущие сады. В связи с этим у некоторых народов порой встречается интересная житейская практика: на входе в прекрасный дом или великолепный сад они устанавливают что-то наподобие чучела, например, голову хищника. То есть что-то страшноватое, привлекающее взор и лишающее внешний вид (облик, убранство) идеальности, подобно небольшой чернильной кляксе на снежно-белом листе. Для самого же хозяина это "клякса" также полезна, ведь она напоминает ему, что все прекрасное от Бога[10], только Ему, Всевышнему, присуще полное совершенство. Человек категорически не должен идеализировать и преувеличивать свои возможности, иначе он быстро может быть лишен того, что приобрел, временно приобрел. Если верующий хорошо это понимает, а также никогда не теряет из виду мысль, то он практически на сто процентов, по милости Всевышнего Аллаха, защищен от сглаза.
Вопрос. Слышал, что если сглазят, то одним из способов освобождения себя от этого воздействия является совершение полного омовения (гусль). Так ли это? Имеется ли обоснование в Сунне? Расскажите о том, как помочь тому, кого сглазили?
Ответ. В своде хадисов имама Абу Дауда приводится хадис: "Сглазившему приказывали совершить омовение, а затем этой водой обливали того, кого сглазили".[11]
В сводах хадисов имама Малика и имама Ахмада имеется более подробное объяснение через описание реальной ситуации, произошедшей при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Действующими лицами были Сахль ибн Хунэйф и ‘Амир ибн Раби‘а. У Сахля было хорошее телосложение и необычайно светлая для арабов кожа. Когда он, находясь в пути вместе с Пророком, решил облиться и оголил значительную часть тела, ‘Амир, увидевший его, восхищенно воскликнул: "Никогда не видел такой прекрасной кожи!" В этот же час Сахль резко ослаб и почувствовал недомогание. Пророка Мухаммада оповестили о слабости Сахля, добавив, что он не сможет идти дальше. Пророк пришел к Сахлю и, узнав о восхищении ‘Амира, воскликнул: "За что некоторые из вас убивают братьев своих [сглазом и завистью]? Почему ты, ‘Амир, к своим словам не добавил мольбу о баракяте для Сахля? Омойся!" ‘Амир омыл лицо, кисти рук, локти, колени, ступни ног и содержимое штанов[12], так, что вода стекала в посудину, из которой он черпал воду. Затем собранную воду вылили на Сахля (на того, кого сглазили) со спины, а посудину, перевернув, положили на землю. Сразу после этого самочувствие Сахля восстановилось, и он продолжил путь вместе со всеми.[13]
Форма совершения омовения описывается, с некоторыми отличиями, следующим образом: приносят небольшую посудину с водой (примерно два литра воды), которую не опускают на землю, а держат на весу. Сглазивший полоскает рот водой из нее и выливает туда же. Затем умывает лицо над посудиной. Далее левой рукой набирает воду и обливает правую кисть, и наоборот. Потом левой рукой набирает воду и обливает правый локоть, и наоборот, после чего обливает правую ступню, вслед за которой – левую. После этого – правое и левое колени. Также – область пояса. И вся вода должна стечь в посудину. Когда процедура омовения завершена, тот, кто держит тазик или сосуд, встав за спиной того, кого сглазили, одним махом выливает эту воду на него сверху вниз (на голову и спину). Затем, также за его спиной, опрокидывает посудину на землю.[14]
Ибн Кайим интересно заметил: "Кто не верит в такого рода форму снятия сглаза или сомневается, говоря: "Попробую, авось поможет", тот не получит от таких процедур ожидаемого результата".
Ученые-богословы говорили, что понять разумом описанный процесс невозможно. И не надо стараться это сделать. В жизни имеется огромное количество вещей, которые необъяснимы логически. Даже если кто-то и пытается их расшифровать посредством научных исследований или открытий, то это только предположение, попытка анализа закономерностей.
Существует обычай побуждения сглазившего щедро одарить (угостить) того, кто пострадал от сглаза.[15]
Упомянутое касается случаев, когда сглаз явен и негативные процессы уже начались. В то же время есть некоторый спектр действий и формул-защит, которые применяются для изначального предотвращения пагубного влияния сглаза.
В сводах хадисов приводятся, например, следующие слова Пророка: "Если кому-то понравилось что-то в нем самом, в его имуществе или в другом человеке, то пусть помолится за благодатность (баракят) этого. Воистину, сглаз [действенность сглаза] – это "аль-хакк" [не выдумка, а на самом деле реальность]" (хадис от ‘Амира ибн Раби‘а; св. х. ан-Насаи).[16] Данный хадис указывает на то, что сглаз не будет иметь отрицательных последствий, действенность его аннулируется, если проговорятся слова мольбы-ду‘а о баракяте.[17] Поэтому обязательным является проговаривание данных слов-мольбы в адрес всего того, что понравилось или приятно удивило, что станет рукъя-заклинанием от предположительного вреда.
У имама аль-Барраза есть следующее высказывание: "Если кому-то что-то понравилось и приятно удивило его, восхитило, то пусть скажет: "Ма ша’ал-лах, ля куввата илля бил-ляхь"[18]. Тогда это [удивление] не навредит".
Также богословы замечали, что "сглазить может и хороший человек, даже праведник".[19]
В заключение темы полезно будет привести нижеизлагаемый хадис. Сподвижник Пророка Мухаммада Сухайль передал: "В дни Хунайна Пророк как-то необычно что-то дополнительно читал после утренней молитвы. Мы осмелились спросить: "О Посланник Всевышнего! Мы видим движение твоих губ, ты читаешь нечто дополнительное?" Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: "Поистине, в прошедшие времена был один пророк, который однажды восхитился многочисленностью своих последователей. С его уст сошли такие слова: "Никто и никогда не осмелится тягаться с моими последователями силами и многочисленностью". Через некоторое время ему пришло откровение от Бога: "У твоих последователей есть право выбрать одно из трех: или Мы предоставим власть над ними их врагам, которые не будут ставить их во что-либо, или голод, или нашлем на вас смерть [в том или ином обличье]. Посоветуйся со своими последователями". Пророк пересказал Божье послание верующим, и они ответили: "Ты – человек, которого избрал Всевышний для проповеди нам. Мы передаем тебе право принятия решения по данному вопросу". Он совершил дополнительную молитву и по завершении ее обратился к людям: "Что касается врага [ведь уже известно, что он поработит нас, будет унижать и притеснять], то мы не сможем выстоять. Голод – мы не сможем вытерпеть. Остается – смерть".
"Их постигла смерть, и за три дня умерло семьдесят тысяч человек…" – завершил Пророк Мухаммад. "Движение губ – это мольба моя ко Всевышнему о том, что сколь многочисленны мы ни были, достигнуть желанного мы сможем только с Его помощью".[20]
РУКЪЯ-ЗАКЛИНАНИЯ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ СГЛАЗА Зейнаб, супруга Ибн Мас‘уда, сподвижника Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как-то пожаловалась своему мужу, являвшемуся одним из наиболее образованных сподвижников в религиозный вопросах: "Однажды на улице на меня посмотрел человек. С тех пор у меня текут слезы из того глаза, что был ближе к нему. Когда я проговариваю рукъя-заклинание, все нормализуется, но через некоторое время опять возобновляется". Ибн Мас‘уд сказал: "Это Сатана. Когда ты обращаешь на это внимание, он тычет пальцем тебе в глаз. Сделай так, как делал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): брызгай водою в глаза (в лицо, то есть обливай водою лицо), говоря:
Азхибиль-бэ’с, раббан-наас, ишфи, анташ-шаафи, ляя шифа’а илляя шифааукь, шифааэн ля югаадиру сакама".
أَذْهِبِ الْبَأْسَ . رَبَّ النَّاسِ . إِشْفِ . أَنْتَ الشَّافِي .
لا شِفَاءَ إِلا شِفَاؤُكَ . شِفَاءً لا يُغَادِرُ سَقَمًا .
Перевод:
"О Господь людей! Удали зло (вред, беду). Исцели, ведь истинным Целителем являешься именно Ты. Нет другого (настоящего) исцеления. Дай то исцеление, которое полностью уничтожит болезнь".[21]
БОЛЕЕ ПОЛНАЯ ФОРМА[22] Фа ин аамануу би мисли маа аамантум бихи факадих-тадав, ва ин тавалляв фа иннамаа хум фии шикаак, фа саякфиикяхумул-лааху ва хувас-самии‘уль-‘алиим (см., Св. Корана, 2:137);
Ам яхсудуунан-нааса ‘аляя маа аатаахумул-лааху мин фадлихь, факад аатайнаа ааля ибраахиималь-китааба валь-хикмата ва аатайнаахум-мулькян ‘азыыма (см., Св. Коран, 4:54);
Ва ляв ляя из дахальта джаннатакя культа маа шаа-алла, ля куввата илляя бил-ляяхь, ин тарани ана акалля минкя мааляв-ва валяда (см., Св. Коран, 18:39);
Яя кавманаа, аджиибу даа‘иял-лаахи ва ааминуу бихи ягфир лякум мин зунуубикум ва юджиркум мин ‘азаабин ‘алиим (см., Св. Коран, 46:31);
Ва ийякяядул-лязийна кяфяруу лиюзликуунакя би абсаарихим ляммаа сами‘уз-зикра ва якуулююна иннаху лямаджнун, ва маа хува илляя зикрул-лиль‘аалямиин (см., Св. Коран, 68:51, 52). Эти последние строки необходимо повторить семь раз;
Куль хува-ллааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад (см., Св. Коран, 112);
Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гаасикын изя вакаб. Ва мин шарри ннаффаассати филь-‘укад. Ва мин шарри хаасидин изя хасад (см., Св. Коран, 113);
Куль а‘уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас (см., Св. Коран, 114). Последние три суры необходимо повторить семь раз.
Также для снятия сглаза может быть полезно чтение азана.[23]
فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنْتُمْ بِهِ فَقَدْ اهْتَدَوْا وَ إِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللَّهُ وَ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ .
أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلىَ مَا آتاَهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ فَقَدْ آتيَنْاَ آلَ إِبْرَاهِيمَ الْكِتَابَ وَ الْحِكْمَةَ وَ آتَيْنَاهُمْ مُلْكًا عَظِيمًا .
وَ لَوْ لا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاءَ اللَّهُ لا قُوَّةَ إِلا بِاللَّهِ إِنْ تَرَنِ أَناَ أَقَلَّ مِنْكَ مَالا وَ وَلَدًا .
يَا قَوْمَنَا أَجِيبُوا دَاعِيَ اللَّهِ وَ آمِنُوا بِهِ يَغْفِرْ لَكُمْ مِنْ ذُنوُبِكُمْ وَ يُجِرْكُمْ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ .
--------------------------------------------------------------------------------
[1] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 170, 171, хадис № 2188; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11, с. 111, хадис № 4041, 4042.
[2] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 1833, хадисы № 5738; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 357, хадис № 5738.
[3] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 599, 600, хадис № 2064; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 362.
[4] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 170, хадис № 2185, а также смотрите хадис № 2186.
[5] В тексте хадиса употреблено слово "саф‘а" (может читаться как "суф‘а"), которое переводится как "бледность" и "почернение лица", то есть, возможно, "нездоровый цвет лица".
[6] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 1833, хадисы № 5739; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 357, хадис № 5739.
[7] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 403.
[8] Например, посредством чтения последних двух сур Священного Корана (№ 113 и № 114).
[9] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 11, с. 358.
[10] "Все благое, что постигает тебя – от Творца" (см., Св. Коран, 4:79).
[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 2, ч. 4, с. 8, хадис № 3880; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 404.
[12] Эти слова вызвали разные комментарии. В общем понимается, что это область пояса, бедер.
[13] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990, с. 716, 717, хадисы № 1746, 1747; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 189, 190, глава № 48, хадис № 155; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11, с. 111, 112, хадис № 4043, 4044.
[14] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 172, 173; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 362-364.
[15] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 362; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 172.
[16] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 404. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 190, глава № 48, хадис № 156.
[17] Например, слова اللهم بارك فيه "Аллаахумма, баарик фиихь" (О Всевышний, заложи благодать Свою в этом!) или تبارك الله أحسن الخالقين "Табааракял-лааху ахсануль-хааликыын".
[18] ما شاء الله لا قوة إلا بالله "Маа шаа’ал-лаах, ляя куввата илля бил-ляяхь" (Это (хорошее, прекрасное) пожелал сам Всевышний. Истинная сила принадлежит только Ему).
[19] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 364.
[20] См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати) Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 190, 191, глава № 48, хадис № 157.
[21] См.: Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]: В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993, т. 12, с. 45, 46, хадис № 9188; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17, с. 467, хадис № 1061-7048.
[22] Безусловно, данная подборка аятов не является единственной. Для снятия сглаза возможно использование и других аятов или молитв-ду‘а. О нематериальных формах возможного зла читайте также в материалах "Рукъя-заклинания" и "Колдовство".
[23] Текст азана см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 132, 133.
al-islam1.mylivepage.ru