1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Только для женщин

"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…

"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…

Порой,  начитавшись  некоторых блогерш,  пишущих на женские темы, такая тоска бе…

Read More...

12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…

12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…

Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…

Read More...

«Модный» хиджаб?…

«Модный» хиджаб?…

Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…

Read More...

Всегда ли место женщины на кухне?…

Всегда ли место женщины на кухне?…

В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором

Read More...

Дом и работа. Как все успеть?…

Дом и работа. Как все успеть?…

Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…

Read More...

Prev
Next
  • 1
  • 2

Проблемы и их решения

"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…

"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…

Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…

Read More...

5 способов как разрушить свой брак…

5 способов как разрушить свой брак…

Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…

Read More...

Берегите друзей…

Берегите друзей…

      Спасибо вам за этот единственный в своем роде сайт, который я давно…

Read More...

Берлинская телестена в семье…

Берлинская телестена в семье…

Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…

Read More...

Виртуальные мусульмане…

Виртуальные мусульмане…

      На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…

Read More...

Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…

Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…

      Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…

Read More...

Prev
Next
  • 1
  • 2

  • Вечная любовь…
  • Пусть он с ней разведется?
  • Мусульманские банки грудного

Брак Роль мужа и жены в нем

Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...

Muslima.Uz

Чем кончается несправедливость?

 

 

 

(Реальная история, рассказанная Имамом Аз-Захаби в своей книге о больших грехах)

Однажды днем один человек с отрезанной до плеч рукой взывал к людям: «Пусть тот, кто меня увидел, никогда больше не чинит несправедливость и не совершает беззаконие!». У него спросили: «Почему?» Он ответил: «Моя история удивительна. Когда-то я был одним из приспешников несправедливых угнетателей. В один из дней я увидел рыбака с большой, пойманной рыбой, которая мне очень понравилась. Я сказал ему: «Давай сюда эту рыбу»! Он мне ответил: «Я не дам тебе ее, я собираюсь продать ее, чтобы купить еду моим детям». Тогда я избил его и силой отобрал рыбу. И вот когда я шел, эта рыба очень сильно укусила меня за большой палец. Всю ночь я не мог заснуть от сильной боли, и у меня сильно распухла рука, а когда наступило утро, я пошел к лекарю. Осмотрев меня, он сказал: «Это гангрена. Нужно немедленно ампутировать палец, а не то потеряете руку». Я так и сделал, однако боль не прекратилась, и я снова не мог заснуть всю ночь. Тогда он мне сказал, что нужно отрезать кисть. Я снова поступил, как он сказал, но боль распространилась уже до локтя, и не давала мне покоя ни днем, ни ночью. Тогда мне пришлось ампутировать руку до локтя, но и на этот раз это не помогло. Врач сказал, что если не ампутировать руку от плеча, то тогда опухоль перейдет на все тело. Я согласился и на это. Так мне ампутировали всю руку. Один человек спросил меня о причине болезни, и я рассказал ему историю о рыбе. Тогда он мне ответил: «Если бы ты сразу, как почувствовал боль, пошел к хозяину рыбы и попросил у него прощения, то не потерял бы руку, иди же к нему сейчас немедленно, пока болезнь не перекинулась на тело». Так я стал искать его, а когда нашел, то упал с плачем к его ногам, целуя их. Я взмолился к нему: «О, господин я буду умолять тебя, пока не простишь меня!». Он удивленно спросил: «Кто ты?» Я с горечью ответил: «Я тот самый, кто силой отнял у тебя рыбу» - и рассказал ему все, что со мной случилось, показав ему мою руку. Когда он увидел, что стало с моей рукой, он заплакал, и воскликнул: «Я простил тебя, увидев, что тебя постигло!» Я сказал ему: «Скажи мне ради Аллаха, призывал ли ты Аллаха против меня?» Он ответил: «Да, я сказал: «О, Аллах этот человек воспользовался своей силой и моей слабостью, и несправедливо отнял то, что ты мне дал, покажи же мне свою мощь в нем!»

О, несправедливо относящийся к людям, бойся их проклятий, ведь поистине между их мольбой и Аллахом нет преграды, он поднимает их просьбы над облаками и говорит: «Клянусь своей мощью и величием, я помогу тебе, даже если пройдет некоторое время». Так как же ты будешь жить, и куда убежишь, если сам Аллах будет взыскивать, и спрашивать с тебя?

Если внимательно изучить истории про тиранов и притеснителей, то можно извлечь много полезных уроков из того, что постигло их. Эти истории могли бы остановить несправедливых людей, уменьшить их алчность, предостеречь от высокомерия и нечестия: (И эти селения погубили Мы, когда они стали несправедливыми, и сделали для их гибели определенный срок) (Пещера: 59), (Такова хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, которые были неправедны. Поистине, хватка Его мучительна, сильна!) (Худ: 102). И если бы люди сами удерживали бы притеснителей, и помогали бы притесненным, то тогда никто бы не отваживался бы на несправедливость, а сами люди не подвергались бы наказанию Аллаха.
И напоследок хотим сказать, храните ваши руки, язык и другие части тела от притеснения и несправедливости к людям, не продавайте вашу веру за мирские, незначительные удовольствия. Будьте довольны тем, что дал вам Аллах. (И не стремись к порче на земле) (Рассказ: 77). Не будьте тираном и деспотом, ведь поистине Аллах посылал пророков, с радостной вестью и с предупреждением того, что он приготовил из вечных наслаждений и мучительного наказания для благочестивых и грешников. Если вы оставили несправедливый поступок ради Аллаха, хотя вы могли его совершить, и зарабатывали только честным путем, не простирая глаза на то, что запретил Аллах, вот тогда вы станете истинным верующим, подчинившимся словам Аллаха: (О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль) (Сонмы: 70, 71).

 

 

 

Взяточничество

 

 

 

Одним из строго запрещенных Аллахом действий является взяточничество.
Оно представляет собой дачу денег или материальных ценностей, человеку, который обязан решить проблему бесплатно. Запрет становится еще более суровым, если целью дачи взятки является решение, противоречащее справедливости или ущемляющее чьи-то права.

Однажды Ибн Ъабидин (да смилостивится над ним Аллах) упомянул в примечаниях, что взятка – это «деньги, которые человек дает судье, чтобы получить решение в свою пользу или заставить его поступать, согласно своему желанию». Судья – это человек, который может решить проблему, дающего взятку, который может быть и государственным чиновником, и служащим, и человеком, занимающимся частными делами, например, торговые представители или агенты по продаже недвижимости и т.д. Решением в пользу, дающего взятку, с целью побуждения берущего взятку, поступать согласно его желаниям является удовлетворение желания и цели дающего взятку, независимо справедливо оно или нет.

  Взяточничество является одним из больших грехов, запрещенных Аллахом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наложил проклятие на тех, кто его совершает. Человек обязан избегать взяточничества, остерегаться и удерживать других людей от него, так как оно приводит к сильной деградации общества. Аллах запретил людям помогать друг другу в нем. (И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде)(Трапеза: 2).

Всевышний Аллах запретил пожирать имущество людей попусту. Об этом  в Коране сказано: (О вы, которые уверовали! Не пожирайте имущество ваши попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами) (Женщины: 4), (И не поедайте ваших достояний меж собой попусту и не отдавайте его судьям, чтобы съесть часть достояния людей преступно, в то время как вы знаете)(Корова: 188).
Взяточничество является одним из самых сильных видов пожирания имущества попусту, поскольку оно дается другому в противоречии со справедливостью и истиной. Запрет взяточничества касается трех основных лиц: дающего взятку, берущего взятку и посредника между ними. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах проклял дающего взятку, берущего его и посредника между ними» (передал Ахмад и Ат-Табарани).

  Проклятие от Аллаха – это изгнание от его милосердия и милости (да сохранит нас Аллах от этого). Проклятие накладывается только при больших грехах, а взяточничество является видом незаконного использования имущества, запрещенного в Коране и Сунне. Аллах очень сильно порицал предшествующие до Ислама народы из-за того, что они приобретали, и пользовались незаконно приобретенным имуществом. Он сказал: (Они постоянно слушают ложь, пожирают запретное) (Трапеза: 5), (И видишь ты многих из них, как они поспешают друг перед другом в грехе и вражде и пожирании ими незаконного. Плохо то, что они делают!) (Трапеза: 5), (Чтобы их раввинам и книжникам удержать их от их греховных речей и пожирания ими незаконного. Плохо то, что они делают!)(Трапеза: 63).

  Есть много хадисов, предостерегающих от этого запретного деяния и сообщающих о том наказании, которое ждет его. В одном из этих хадисов, переданных Ибн Джариром от Умара (да будет доволен Аллах ими обеими) рассказывается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый кусок плоти (человека) взращенный на запретном, огонь больше всех достоин его» его спросили: «Что подразумевается по запретным?» Он ответил: «Взятка, полученная за судебное решение». Так же, как передал Имам Ахмад от Ъамр Ибн Ъаса (да будет доволен им Аллах), что тот сказал: Однажды я слышал, как посланник Аллах сказал: «Любой народ, в котором распространится ростовщичество, будет наказ засухой и голодом, а народ, в котором будет взяточничество, будет наказан страхом». Сообщается от Ат-Табарани, что Ибн Масъуд сказал: «Незаконно приобретенное имущество – это взятка в суде». Абу Мухаммад Муаффик Ад-Дин Ибн Кудама (да смилостивится над ним Аллах) сказал в своей книге «Аль-Мугни»: «Аль-Хасан и Саъид Ибн Джубайр сказали, в толковании следующего высказывания всевышнего (Пожирают запретное) (Трапеза: 42): «Это взятка».

  Как передает Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что тот слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах прекрасен и принимает только хорошее, и поистине он приказал верующим то же, что приказал посланникам. Всевышний сказал: (О посланники, ешьте приятное и творите благое) (Верующие: 51), (О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили) (Корова: 172)». Затем он упомянул человека, долго бывшего в пути, с растрепанными волосами, в пыльной одежде, с распростертыми рука к небу, взывающего к господу. Однако вся его еда, питье и одежда нечисты от запретного и сам он питался одними запретными вещами, как же Аллах ответит на его мольбы.

  Бойтесь же Аллаха о, мусульмане! Берегитесь его гнева и причин приводящих к этому. Поистине Аллах ревностно относится к тому, кто нарушают его запреты. В достоверном хадисе говорится: «Нет никого ревностнее Аллаха». Остерегайтесь сами и удерживайте своих родных от запретно добытого имущества и использование его попусту. Спасайте себя и родных от огня, которое больше всех достойно плоти, взращенной на запретном. Также пожирание запретного является причиной того, что Аллах не отвечает на мольбы и просьбы. В хадисе от Абу Хурайры, переданном от Муслима, и в хадисе от Ибн Аббаса, переданном от Ат-Табарани (да будет доволен ими обеими Аллах) сообщается, что однажды, когда перед посланником Аллаха был прочитан следующий аят: (О люди! Ешьте то, что на земле, дозволенным, благим) (Корова: 168) встал один из сподвижников пророка по имени Саъд Ибн Аби Уаккас и сказал ему: «О посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы я был из тех, на чьи мольбы и просьбы он отвечает». Пророк ему ответил: «О Саъд, ешь только благую и дозволенную пищу, и тогда ты будешь из них. Клянусь тем, в чьей длани находится душа Мухаммада, поистине Аллах не принимает деяния человека, вкушающего запретную пищу. Любой человек, чья плоть была взращена на запретной пище, огонь больше всех достоин его. (Это было передано Хафизом Ибн Раджабом (да смилостивится над ним Аллах) в книге «Джамиъ аль-ъулум уаль-хикам» в хадисе от Ат-Табарани (да смилостивится над ним Аллах). Все это указывает на то, что не благая и не дозволенная пища являются причиной того, что Аллах не отвечает на мольбы и просьбы, а этого достаточно для неудач и даже гибели человека (да сохранит нас Аллах от этого). Всевышний Аллах призвал вас защитить себя и своих родных от огня, и спастись от мучительного наказания Аллаха: (О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни. Над ним – ангелы, грубые, сильные – не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано) (Запрещение: 6).

            О мусульмане, ответьте на зов вашего Господа! Повинуйтесь его велению и берегитесь его ослушания, остерегайтесь причин, приводящих к его гневу, только тогда вы будете счастливы в этой и в загробной жизнях. Всевышний Аллах сказал: (О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призовет к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем, и что к Нему вы будете собраны! Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силен в наказании!) (Добыча: 24,25).

  Просим Аллаха, чтобы он сделал нас из тех, кто прислушивается к словам и следует лучшему из них, а также, чтобы мы помогали друг другу в благочестии и богобоязненности, придерживались его Книги и Сунны его посланника (да благословит его Аллаха и приветствует). Пусть он защитить нас от зла наших душ и мерзостей наших поступков. Да поможет он победить своей религии, и да возвысит Он слово свое. Просим Его, чтобы Он наставил тех, кто над нами, тому, что принесет пользу стране и людям, поистине только в Его силах сделать это.         

Вопрос: Какие последствия оказывает взяточничество на вероубеждения мусульман?

Ответ:Взяточничество и другие грехи ослабляют веру (иман), приводят к гневу Аллаха, и власти сатаны над человеком, по вине которого человек совершает новые грехи. Поэтому каждый мусульманин и мусульманка обязаны избегать взяточничества и других грехов. Нужно вернуть полученные взятки, если это возможно, их законным владельцам, а если это невозможно, то, тогда с искренним раскаянием должны раздать их, от имени владельцев, нищим и нуждающимся. Возможно, благодаря этому, Аллах примет их раскаяния. (Книга призыва, стр. 157).

Вопрос: Какой ущерб может принести взяточничество интересам мусульман, их поведению и взаимоотношениям?

Ответ: Вред, приносимый взяточничеством интересам мусульман, проявляется несправедливостью к слабым, попиранием, лишением или запоздалым удовлетворением их прав. Последствием взяточничества является ухудшение морального состояния берущего взятку, будь то судья, государственный чиновник и т.д. так как они будут стараться ради самих себя, попирая права тех, кто не дал им взятку. Самое страшное – они подвергнуться гневу Аллаха и сильному наказанию в мирской и загробной жизнях. Поистине, Аллах откладывает, но никогда не забывает. Иногда Он дает вкусить наказание несправедливым притеснителям еще при жизни. Как сказал Пророк (да благословит его Аллаха и приветствует) в достоверном хадисе: «Нет перед Аллахом грехов, более достойных, чтобы наказать за них еще при жизни, вместе с тем, что будет еще после смерти, чем несправедливое притеснение и разрыв родственных отношений».

  Нет сомнения в том, что взяточничество является видом несправедливого притеснения, запрещенного Аллахом. В согласованном хадисе от пророка (да благословит его Аллаха и приветствует) сказано: «Поистине Аллах откладывает (наказание) несправедливому притеснителю, но, если схватит его, то тогда не отпустит его». Затем он произнес слова Всевышнего: (Такова хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, которые были несправедливы. Поистине, хватка Его мучительна, сильна) (Худ: 102) (Книга призыва, стр. 156).

Вопрос: Что происходит с обществом, если в нем распространяется взяточничество?
Ответ: Несомненно, что распространение грехов нарушает достоинство общества, порождает ненависть, вражду и нежелание помогать друг другу в хороших делах. Самое худшее то, что общество становится порочным, в нем процветают: произвол и жестокость, лживость и равнодушие к страданиям людей, попираются права, и люди становятся нищие духовно, неспособные на возвышенные и благородные чувства. И это все является причиной гнева Аллаха, его ненависти и всеобъемлющего наказания. Как сказал пророк (да благословит его Аллаха и приветствует): «Если люди, видя непристойные поступки, ничего не делают, то тогда очень вероятно, что Аллах накажет их общим, всеобъемлющим наказанием» (хадис передан Ахмадом от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) с хорошей цепочкой передатчиков) (Книга призыва, стр. 155).

 

 

 

Как строить взаимоотношения с другими людьми

 

 

 

Существует следующие основные правила построения взаимоотношений с людьми:

    Налаживай свои отношение с Аллахом, и Аллах наладит отношение между тобой и людьми.
    Согласно данным психологических исследований, у каждого человека есть собственные методы анализа вещей, то есть взгляды:
        Человек смотрит и взаимодействует;
        Человек слушает и анализирует;
        Человек прислушивается к своим внутренним чувствам и действует.
    Определив у человека наличие хотя бы одного из выше перечисленных взглядов, мы можем выйти в контакт с ним и укрепить доверие.
    Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
    В радости и, в особенности в минуты трудностей и печали вооружись улыбкой.
    Соблюдай спокойствие даже тогда, когда тебя целенаправленно раздражают.
    Всегда учитывай чувства, права и требования других.
    Подбирай слова и выражения (в особенности при первой встрече), разговаривай с приятным, располагающим к себе выражением лица. Красивые слова, произнесенные с нахмуренным выражением лица, ничего не значат. Это все равно, что чуть заметный ветерок в очень жаркую погоду.
    В случае, если атмосфера неблагоприятная, лучше своевременно завершить разговор на мажорной ноте до следующего более подходящего момента.
    Чтобы сильно не утомлять слушателей, научись время от времени украшать разговор короткими анекдотами подходящей тематики.
    "Делайте подарки, будете любить друг друга", - сказал пророк (). И торопитесь оказывать помощь друг другу. Так быстро и легко можно проложить путь к сердцу человека.
    Здоровайся и отвечай на приветствие самыми лучшими словами. Это ключ к сердцу, который всегда должен быть с тобой.
    Выполняй данные обещания, всегда говори правду. Так ты заслужишь уважение других, даже если не смог сделать то, чего они хотят.
    Будь щедрым, и делись тем, что имеешь, ибо люди не смогут завоевать любовь других, если они жадные.
    Будь скромным, организуй свои дела так, чтобы в них не было беспорядка. Тогда тебя смогут полюбить даже твои враги.
    Соблюдай чистоту тела, рта, одежды, своего жилья и рабочего места. Одевайся красиво и в то же время скромно. Старайся приятно пахнуть.

Эти правила необходимо соблюдать на работе, дома, в общественных местах, общаясь с женой, мужем, родителями, детьми, с коллегами, с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми.

 

 

 

О справедливости. О пользе веры и любви к близким

Когда мы говорим о справедливости, в первую очередь разумный человек задает себе вопрос: справедлив ли я по отношению к своему Творцу, который одарил меня столькими милостями и в чем будет заключаться моя справедливость к Нему? И когда находит ясные указания для людей от Аллаха, переданные Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), то этот разумный человек следует этим указаниям и старается быть благодарным своему Создателю.
После того разумный человек задает себе вопрос: а справедлив ли я к своим родителям, близким, друзьям, сородичам и, осознав свой долг, исполняет его, и в итоге справедливость станет для него необходимой как воздух и получит он от своей справедливости еще большую справедливость от Аллаха, от родителей, близких и других людей. А неразумный человек требует справедливости к себе, не соблюдая ее сам, и результатом такого мышления становится бунт и недовольство, наказание от Аллаха и преследование от родных, близких и дальних. Польза справедливости для разумных очевидна.
Задайте себе вопрос: разумен ли я? Если будет у человека разум, он будет справедливым, а если он будет справедлив, то к нему будет доверие. Доверие укрепляет отношения, увеличивается любовь у людей друг другу и довольство Аллаха после этого – большая милость людям за их справедливость. Не удивительно ли, что общество, где есть справедливость, приходит к духовному процветанию, там увеличивается баракат (благодать). А если в обществе нет справедливости, то оно приходит к упадку, баракат уходит, правители бывают недовольны народом, обманывают его, и народ недоволен правителями и посылает на них проклятия. Как излечиться от этих болезней? Необходимо обращение и народа, и их правителей к Всевышнему Аллаху и стараться быть справедливым к Нему, следуя путем истины. А если этого сегодня нет, то чему же вы удивляетесь? Все закономерно.

Как же поступать?
В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Ихсан – это поклонение Всевышнему. Ты должен поклоняться Аллаху, как будто Его видишь. Хоть ты Его не видишь, поистине, Аллах тебя видит».
Если есть возможность, то необходимо помогать родственникам в их нужде. Остерегаться от скверного – это избегать страсти случайных связей, прелюбодеяния, не заниматься мерзкими и грязными делами, удерживаться от порицаемого, неодобряемого и от отрицания Аллаха, избегать жестокости и угнетения. Вам приказано отделять добро от зла, одобряемое от неодобряемого, чтобы вы опомнились и прозрели и увидели величие Аллаха и Его милости.
Действительно, те, кто не отделяет добро от зла, халал от харама, то ослепляются их сердца и они не получат знаний добра от зла, и пребывать они будут в невежестве. В нынешнее время люди, перестав поклоняться Аллаху, потеряли способность быть справедливыми, отделять добро от зла, халал от харама и перестали помогать друг другу.
Многие люди, когда хотят достигнуть власти, обещают людям сделать что-то, помочь в чем-либо, а когда у них появляется возможность сделать то, что обещали, отворачиваются от людей. По этому поводу в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что признаками лицемерия являются 3 качества:
1) когда он разговаривает – обманывает;
2) когда обещает, тогда не исполняет своих обещаний;
3) когда ему доверяют, выходит из доверия.
Однажды сподвижники спросили у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Я Расулуллах (мир ему и благословение)! Когда ты уйдешь из этого мира, нам будет лучше жить на этой земле или уйти в землю, умереть?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда у вас будут правители добрые, справедливые, ваши богачи будут щедрые и вы будете советоваться друг с другом в своих делах, вам будет ясно, что жить на земле вам будет лучше, чем умереть.
Когда ваши правители будут плохие, несправедливые, ваши богачи будут жадные и скупые, и если вы в своих делах будете советоваться и подчиняться своим женам, то вам будет ясно, что умереть и быть под землей вам будет лучше, чем жить».
Велика ценность справедливости, когда человек своими действиями заслуживает справедливого отношения к себе со стороны Аллаха и других людей. Разве не справедливо наказание для тех, кто идет на поводу у своих страстей и нафса и забыл свой долг перед Творцом? И разве не справедлива награда для тех, кто идет путем пророков и праведников? И поэтому доверие Аллаха к Своему рабу необходимо оправдать и это высшая справедливость. А если обманул доверие Создателя, то не будьте так уверены, что вас не настигнет наказание, если вы не раскаетесь.

Доверие – высшая форма поклонения
Доверие – это высшая форма ибадата, и если человек заслуживает доверия и совершает поклонение – это лучший раб Творца, чем тот, который хоть и делает намаз, но не заслуживает доверия.
Разве достоин доверия и справедливости тот человек, которому Аллах доверил величайшую ценность – Ислам, а тот из-за своего невежества, высокомерия, из-за своих низменных страстей и интересов оставил Ислам? Разве будут справедливы к людям такие люди, если обманывают доверие Господа, который их сотворил и обеспечивает их своими дарами до определенного срока из-за милости, надеясь на их прозрение и следование путем истины? Но, поистине, справедливо будет в ахирате для них гореть в аду, чем посетить сады рая и, поистине, это большая правда, чем существование этого мира.
В книге «Футухату раббания» выдающегося исламского ученого, шейха Мухаммада бин Салимиля Байханийи сказано, что нет добра для того, кто не достоин доверия, хоть он совершает намаз и снимает закят, и заслуживает он гнев Аллаха, всех ангелов и людей за то, что относится к религии беспечно, без должного уважения, за то, что дружит с теми, кто занят мерзостями и грязными делами, обманом и азартными играми, пьянством и наркоманией. И убирается баракат от его деятельности, торговли, когда обманывают людей и обвешивают их.
Такие люди говорят «клянусь Аллахом», пытаясь оправдать свою ложь. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в хадисе сказал: «Кто обманывает, тот не из моего уммата. Кто поднял оружие друг на друга, тот не из моего уммата, хоть сколько много он делает тасбих, вспоминает Аллаха и читает Коран». И по этому поводу в Коране сказано (смысл): «Поистине, те, которые не уверовали, им все равно, говорил ли ты им о богобоязненности или нет; Они не веруют. Поставил Аллах печать на их сердца и на слух, и на взоры их завесу и для них великое наказание».
И среди людей есть некоторые, которые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в Судный день, но не веруют они». Пытаются они обмануть Всевышнего и тех, которые уверовали, но обманывают они только самих себя, но не знают они, что в сердцах их болезнь и Аллах увеличит их болезнь и для них мучительное наказание за то, что они несправедливы и лгут. Когда сказали им не распространять нечестия на земле, они говорят, что они творят добро, благо.

В заключение
Мы все говорим о справедливости, но как ее найти, чтобы люди были счастливы? Необходимо быть справедливым к Творцу, своим родителям, близким, друзьям, сородичам и справедливость должна быть необходимостью такой же, как воздух.
А если сегодня люди несправедливы друг к другу, берут взятки, не задумываются об источниках дохода – харам это или халал, то жизнь сама будет несправедлива к ним. И народ, который не уважает достойных, честных и порядочных, а считает своими героями воров, бандитов и тех, кто забыл Создателя, то этот народ не найдет справедливости.
Поистине, чтобы мы знали справедливость, необходимо выполнять долг перед Творцом и повернуться лицом к религии Ислам, которая призывает к правде, справедливости, добру и миру между людьми.
Да убережет нас Аллах от несправедливости и коварства шайтана и да направит нас на путь истинный! Амин.

Газета «АССАЛАМ»

Исламская этика и бизнес

 

 

 

По определению американских криминологов, понятие расхищения государственного или имущества подразумевает:

1.      совершение кражи ценной вещи или информации;

 

2.      наличие человека, имеющего намерение совершить противозаконный поступок

 

3.      подходящий случай (часто по невнимательности ответственного персонала), который открывает доступ преступнику к ценной вещи или информации.

 

А     Американские психологи выразили беспокойство о том, что современные воришки совершают преступления, руководствуясь мотивами, далекими от нужды или нехватки материальных средств.

 

Сегодняшняя ситуация с имуществом предприятий и фирм США приближается к состоянию критической. Вследствие ограниченной материальной ответственности рабочих и служащих это имущество остается фактически незащищенным перед кражами и расхищением, особенно если учесть, что обиженные или того хуже, уволенные сотрудники, как правило, спешат отомстить. По мнению автора, американский процесс приватизации (скорее напоминающий денационализацию) как никогда удален от исламской перспективы (Померанц, 1997). Учитывая неконтролируемый рост числа воров и расхитителей во всех странах мира, пришло время задуматься над альтернативными способами сбережения имущества и управления персоналом.

 

Акцент на Божественном возмездии всем, преступившим букву закона, присутствует во всех религиозных учениях. В трех религиях Откровения, иудаизме, христианстве и исламе, присутствуют примеры альтернативных способов контроля и управления. Но именно в исламской системе этические принципы доминируют над экономическими, в первую очередь из-за стойкой веры в загробную жизнь и в наступление Дня, в который будет судить Аллах (свят Он и велик) (Башир, 1993). Священный Коран отличается от других писаний тем, что он содержит не сообщения о Боге, а его прямую речь: слоги, слова и фразы Аллаха (свят Он и велик). Поэтому моя статья предложит вашему вниманию определение некоторых исламских концепций, и рассмотрит их применимость в деятельности организаций.

 

 

 

Священный Коран: глубокое понимание


Теологи и философы всех времен и народов долго бились над поиском универсального стандарта нравственности. Считается, что немецкий философ Эммануил Кант своей концепцией универсальности произвел большое впечатление на либеральных и традиционных евреев. Но вспомним, что именно эта концепция, воплощение которой так не хватает людям современного мира, является центральной в Священном Коране. Теперь давайте рассмотрим глобальную перспективу этого Писания. Пророк Мухаммад получил свои первые откровения от Аллаха (свят Он и велик) в 610 году нашей эры, углубившись в себя в пещере горы Хира, которая находится на территории современной Саудовской Аравии. Откровения, которые содержит Священный Коран, являются словом Бога, и мы, верующие, считаем их самым большим чудом веры в ислам. Как человек с экономическим образованием, я особенно тщательно исследовал деловую перспективу Корана. Мухаммад, успешный бизнесмен, прославился своей честностью, и даже получил прозвище "аль-Амин" (заслуживающий доверия). Применимость его принципов для современных деловых отношений весьма очевидна:

"... и образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного.
И будет таким людям блаженство..."

(Коран 3:104)

Значение Корана как источника всей исламской этики четко вырисовывается в следующих строках:

"Ты [, Мухаммад,] и не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, иначе как по милости твоего Господа.
Так не под­держивай же неверных..."

(Коран 28:86)

Авторитет и обоснованность исламской этики берут свое начало в вере, что ее принципы - выражение воли Всемогущего Бога. Мотивом для следования этим правилам является безупречная религиозная преданность. Санкции же за их нарушение сверхъестественны и не поддаются человеческому уразумению (Гибб, 1962, стр. 192).

Ислам придерживается мнения, что жизнь человека является лишь обещанием вечного блаженства тем, кто заслужит его, ведя праведную жизнь и следуя Божественному руководству (Эндресс, 1988, стр. 32). Мусульмане верят, что душа каждого человека предстанет перед судом, где будет держать ответ за совершенные дела и поступки; счастье или же горесть в загробной жизни зависит от того, как соблюдались законы Бога (Смит, 1986) и как человек справлялся с возложенной на него ответственностью.

Эта структура основывается на религии: Аллах (свят Он и велик) Всемогущ, и его воля - закон. Человек должен открыть для себя этот закон, выучив его и регулярно придерживаясь; источником закона является Коран, а самым лучшим исполнителем - Пророк Мухаммад (Рахман, 1979, стр.83)

Священный Коран описывает мусульманское общество, как свидетелей перед Богом и человечеством, обеспечивающих соблюдение справедливости:

"О вы, которые уверовали!
Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом,
Если даже свидетельство будет против вас самих,
Ваших родителей или родст­венников.
Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рас­судит] их наилучшим образом.
Будьте беспристрастны, в противном случае вы отступите от справедливости.
Если же вы уклонитесь от справедливости
И отвергнете ее, то ведь Аллах ведает о том, что вы творите."

(Коран 4:135)

Поскольку ислам требует от людей обожания Бога, социальная система и этика религии управляет жизнью организаций и общественности, давая понять, что каждый несет ответственность за свои поступки (Эндресс, 1988, стр.32).

Каждый мусульманин обязан чтить и придерживаться морали. От него требуется избегать всего, что несовместимо с нравственным поведением. Аятолла Мутаххари полагал, что подобного поведения можно добиться только при помощи самовоспитания и самоконтроля (Мутаххари, 1985, стр.56).

 

Размах экономических преступлений в современном мире

 

"Перечень" совершаемых правонарушений огромен. Не так давно Джозеф Веллс, первое лицо в США по расследованию экономических преступлений, сообщил в своем отчете, что национальный валовой продукт этой страны страдает от расхищения ни много, ни мало на 400 миллиардов долларов в год! Увы, доминирующая в современном мире парадигма Запада о прибыльной экономике и любви к собственности не учитывает различного рода неэкономические и гуманистические аспекты, которые требуются в исламском поведении.

Некоторые из разновидностей мошенничества являются плодами уходящего в историю индустриального 20-го века. Возьмем, к примеру, предложение о заключении контракта на основе тайного сговора, продажу товара с заниженными качественными характеристиками или подачу "заявки на изменение" без всякой на то необходимости. Как и подразумевалось, Коран борется с преступлениями в перспективе, не ограничиваясь известными для времени его откровения воровством и мелким жульничеством. Его предупреждения о недопустимости мошенничества и нарушения договоров громко, грозно и ясно звучат сквозь толщу лет.

Автор статьи выбрал несколько примеров коранических предписаний, касающиеся различного рода экономических правонарушений. Мощный текст не требует никакого разъяснения.

О договорах

"О вы, которые уверовали!
Если вы берете или даете [в долг] на определенный срок,
То [закрепляйте это] письменно.
И пусть писец записывает [вашу сделку] справедливо.
Писец не должен отказываться записывать [сделку] так, как научил его Аллах.
Пусть он пишет то, что говорит берущий взаймы.
Пусть писец убоится Аллаха, Господа своего, и не убавляет ничего [ в договоре]..."

(Коран 2:282)

О доверительной собственности

"Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам иму­щество,
Которое было даровано вам; [велит] судить по спра­ведливости, когда вы судите [тяжущихся].
Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - слышащий, видящий."

(Коран 2:282)

"О вы, которые уверовали!
Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам..."

(Коран 8:27)

О мошенничестве

"Горе тем, которые обвешивают [других], а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им.
[Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешива­ют, то причиняют убыток [другим]..."

(Коран 83:1-3)

 

Прибыль и нравственность

 

Многое из учения Священного Корана должно вызвать отклик и симпатию тех, кто вырос в иудео-христианской традиции. Педагоги и руководители теперь могут смело пользоваться этими принципами в своей повседневной деятельности. Учение помогает людям так организовать процесс работы или обучения, чтобы он привел к наилучшим предполагаемым результатам. Принимая Священный Коран как руководство к действию, человек сможет сделать существенные шаги в своем нравственном усовершенствовании. Более того, этические принципы ислама помогут бизнесмену сделать правильный выбор, руководствуясь не только критериями увеличения прибыли, а и улучшения благосостояния общества (Праманаик, 1994).

Рашид Гармуши описал цели ислама в следующих красноречивых словах: "Ислам существует на земле, чтобы перенести человека из плоскости примитивного экономического, политического, националистического или полового выживания в гармоничную жизнь в полном смысле этого слова" (Афшари, 1994).

Ошеломляющие результаты применения в бизнесе принципов исламской этики были замечены также и восточно-настроенными исследователями менеджмента. К примеру, Аббас Джей Али заметил: "Воплощение в жизнь исламской этики укрепляет в людях следующие качества: честность, доверие, солидарность, надежность и гибкость мышления. Приняв принципы ислама, арабы достигли невероятных результатов, укрепив свой рынок и расширив пределы сотрудничества."

 

Процесс принятия исламской этики

 

Эксперты по экономическим нарушениям, вместо принципов и моральных ценностей ошибочно сосредотачивают все свое внимание на людях и вещах (Эдмондс, 1993). Следовательно, в первую очередь надо учитывать ценности и принципы сотрудника, а не его работу. Сосредоточение на моральных ценностях укрепит доверие и безопасность, создавая в людях способность сопротивляться искушениям.

Здоровые моральные суждения подразумевают владение множеством критериев: способностью оценивать ситуацию и ее нравственное значение, знание людей и мира, знакомство с определенными социальными группами и так далее (Волкер, 1993). Учитывая все эти сложности, становиться удивительно, почему до сих пор так мало написано о принятии и воплощении в жизнь исламской практики.

Дети имеют тенденцию быстро развиваться от одного состояния к другому, почти безболезненно переходя от состояния полной зависимости от родителей к самостоятельной жизни. Понимание невозможно без создания своей, личной теории на практике; следовательно, почему бы студентам ни разработать свою точку зрения вместо того, чтобы подражать чужим? (Дэвис и Ладвингстон, 1995). Дэвис и Ладвингстон также предложили научиться молодым людям прогнозировать свою реакцию на непредвиденные обстоятельства, подкрепляя себя изучением соответствующих правил. Студенты должны создать в себе внутренний диалог, который в спорных ситуациях будет играть роль весов для их самостоятельного сознания. Их нравственность будет базироваться на исламских принципах, изученных в примерах и закрепленных на практике.

Еще в далеком 1966 году Мальдональдо советовал вернуться к классическому образованию, уделяющему большое внимание этике, гражданской сознательности и морали. На Западе уже существуют примеры достойного и нравственного обучения, и некоторые из них можно поставить в пример самим мусульманам: в Финляндии детям преподаются основы прав человека (Хаккарайнен, 1978).

Рахман в своей работе за 1996 год выдвигает предложение внедрить исламские принципы на рабочем месте: "Во-первых, необходимо нанимать тех, кто обладает достойными моральными качествами и добродетелью, что подразумевает наличие строгого механизма экранирования. Во-вторых, необходимо постоянно проводить работы по воспитанию в своих сотрудниках вышеупомянутых качеств. Одним из механизмов поощрения может быть увеличение заработной платы, другим - держать сотрудника на испытательном сроке до тех пор, пока он не станет проявлять нужные качества и добродетели".

 

Призыв к действию

 

Принятие принципов исламской этики подразумевает глубокое знание ислама и его законов. Одним из возможных выходов из этой ситуации может быть создание Комитетов Шариата, которые бы следили за состоянием и выполнением правил честного бизнеса. Увы, автору знакомы трудности, с которым могут столкнуться эти комитеты при проверке документов и деловых бумаг (которые могут содержать неверные данные). Проверить же моральные качества отдельных сотрудников практически невозможно. Но в любом случае, само наличие этих комитетов сыграет положительную роль в укреплении морали в обществе.

Одно из высказываний Пророка Мухаммада поможет нам продвинуться вперед в усвоении этих высоких принципов.

"Яхья ибн Ямур утверждает, что однажды Пророка попросили:
"Расскажи нам о праведности"
Он сказал: "Праведность в том, что ты служишь Аллаху, как будто видишь его воочию; даже если ты не видишь его, то Он, воистину, видит тебя".

(Бухари, Муслим, Тримизи)

molites.narod.ru/kausar/

 

 

 

Межэтнические отношения в Исламе

 

 

 

Толерантность – спорное понятие. У всех общечеловеческих ценностей и принципов существует порядок по приоритетности. Ценности и принципы также имеют взаимосвязь, по которой одни не могут существовать без других. Мне кажется, не может стоять вопрос о толерантном отношении одних людей к другим, если между ними не царит важная, и первостепенная ценность, такая как справедливость. Ислам построил свою теорию толерантности на твердой основе справедливости ко всем, без различий.

В Коране сказано: «Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, – быть может, вы последуете совету» (Коран, 16:90). Но в Исламе есть и более высокий уровень межчеловеческих отношений, к которым должен стремиться каждый мусульманин. В Коране сказано «...Сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!» (Коран, 3:134). Ислам воспитывает в мусульманах принципиальные ценности и формирует личности, руководствующиеся этими принципами. Справедливость, великодушие, снисходительность, терпение, прощение и стремление ответить добром даже на зло – это те качества, которые были присущи пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и в нем для мусульман идеал и пример для подражания на все времена. «Был для вас в посланнике Аллаха наилучший пример» (Коран, 33:21).
Эти качества должны стать не просто лозунгами на площадях, теоретическими постановками или богословскими проповедями. Эти принципы должны стать образом мыслей, даже на подсознательном уровне, чего невозможно достичь через чтение статей, административное решение или юридический закон. Здесь, мы подходим к основной проблеме. Что может быть базой для воспитания или формирования у человека того или иного качества, принципа или ценности? Этой основой может стать мировоззрение или идеология. Ислам не видит возможности воспитать у человека такие качества как доброта, справедливость, великодушие или терпение без формирования правильного убеждения, веры и представления о жизни, вселенной и человеке. Что касается межэтнических отношений, правильнее будет начать с того, что в Исламе, есть прямые указания мусульманам к тому, чтобы не ограничивать проявления справедливости, великодушия, терпения и милосердия только мусульманской общиной, но распространять на всех без исключения, даже на животных. И этим Ислам отличается от многих других религий. Но, что интересно, в Коране или Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение), есть не только общие требования и призывы быть милосердными, справедливыми, щедрыми или добрыми ко всем. Иногда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) даже выделял некоторые немусульманские народы и требовал относиться к ним с добром, терпением и великодушием. Так неоднократно упоминались немусульмане, живущие под покровительством мусульман. Христиане-копты, христиане Наджрана или Сирии упоминались им с призывом относится к ним с добром. И даже во время войны пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил, что женщины, дети, старики, священники или крестьяне не могут быть убиты, если они не участвуют в войне. В Коране люди Писания, иудеи и христиане, заняли особое место среди немусульман.
Также Коран установил законы, регулирующие отношения мусульман с немусульманами вообще и с людьми Писания в частности, что выгодно отличает Исламский подход. Ислам не оставил мусульман самим решать как им быть, и как относится к иноверцам. Ведь люди – слабые и ошибающиеся создания, подверженные многим факторам. Коран дал немало четких указаний на то, как строить отношения с немусульманами в общественной жизни, личной жизни, экономике, политике и социальной сфере.
Рассматривая вопрос о толерантности, хочу сказать, что он не до конца ясен, поскольку многие говорят о толерантности, но до сих пор нет единого определения этой ценности. Все же я попытаюсь на некоторых примерах показать, как в Исламе понимается этот принцип, и каково его значение.
Прежде чем говорить о толерантности и терпимости в Коране, скажем, что толерантность и терпимость в Исламе может в некоторых моментах быть схожей с понятием толерантности и терпимости, о которых говорят современные мыслители или философы немусульмане. Но также во многом они могут расходиться. Толерантность в Исламе – это не значит ни во что не верить, как говорили некоторые идеологи западной толерантности. Толерантность в Исламе не означает терпимость к греху, безнравственности или оскорблению религиозных чувств. В законах исламского шариата, которые действуют в исламском государстве, например, есть наказания за употребление алкоголя мусульманином или прелюбодеяние, наркоманию или гомосексуализм. Конечно, эти явления несут в себе угрозу личности, семье, обществу и государству, поэтому Ислам не принимает здесь позиции «толерантного молчания». С другой стороны, Ислам признает право человека выбирать и свободно мыслить, если в этом нет угрозы религии, обществу или стране. Поэтому христиане, иудеи и другие конфессии жили и исповедовали свободно свою веру в исламском мире тысячу лет. Но измена своей религии, народу и стране, если это несет угрозу, карается наказанием. С другой стороны, когда в этом нет угрозы, человек не карается. Поэтому женщины или дети, отступившие от веры, не несут наказания.
Толерантность к людям, исповедующим другие религии, не означает признание этих религий как истинных или равных Исламу. Но толерантность и уважение к выбору человека и его мнению признаются Исламом и требуются от мусульман.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) нес тот же призыв, что и Ной, Авраам, Моисей и Иисус, мир им всем. Это общечеловеческая справедливость, равенство и братство. Как ни парадоксально это звучит, но глубокая вера в истинность религии Одного Бога, по нашему мнению – источник, из которого мусульмане многие века черпали дух веротерпимости, миролюбия и великодушия. И пусть не обманется читатель стереотипами, созданными в период религиозного фанатизма и невежества, через который прошла Европа и мусульманские страны. Пусть не обманется некоторыми историческими фактами, которые преподносятся в книгах по истории выборочно, или вырванными из контекста исторической цепочки событий, причин и обстоятельств.
Пророк Мухаммад призывал к той религии, которая берет свое начало в понятии мира. Ведь мир с Богом – это начало мира с Его творениями и созданиями. Уважение к Создателю и любовь к Нему должна проявляться в уважении и любви к Его созданиям. Коран говорит: «Ответь тем, что лучше» (Коран, 23:96).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не просто создал исламское государство, он создал новую цивилизацию, в которой тысячу лет проповедовали справедливость, равенство и братство. И эти слова не были показухой или лживыми лозунгами, также как не были словами, за которыми кроется иной смысл. Конечно, каждый может понять эти слова по-своему, превратно или с долей интерпретации.
Но Ислам действительно учит тому, что все люди равны и все между собой братья. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) на основе исламских принципов строил новое общество, в котором на человека смотрели не как на представителя белых или чернокожих, бедных или богатых, знатного рода или безродного. Эти различия Ислам отбросил и возродил единственно правильный критерий. Этот критерий выражен в следующем аяте.
«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый. Воистину, Аллах – знающий, сведущий» (Коран, 49:13).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вернул всех людей к НАЧАЛУ, о котором забыли люди: «Вы все от Адама, а Адам из земли», – эти слова стали правилом, которым руководствовались и простые мусульмане, и богословы, и правители исламского халифата. Были ли нарушения? Да, были. Но это – человеческий фактор.
Национальная толерантность в Коране
«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый благородный из вас пред Аллахом — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — Знающий, Сведущий» (Коран, 49:13).
Аллах говорит, что разногласия в религии, мировоззрении и идеологии естественны для человека и человечества в целом.
«А если бы Аллах желал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые — нет у них защитника» (Коран, 42:8).
Поэтому Господь приказывает мусульманам проявлять терпимость по отношению к неверующим, как к людям с такими же правами, но при этом обязывает всячески бороться с их неверием и заблуждениями.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не из нас тот, кто призывал к национальному фанатизму. Не из нас тот, кто воевал ради национального фанатизма. Не из нас тот, кто умер ради национального фанатизма» (Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Что подразумевается здесь под национальным фанатизмом? Это то, что во времена джахилийи называлось у арабов «асабия». Наилучшим толкованием будет доисламская арабская пословица: «Поддержи своего брата, когда он обижен и когда он обидчик». Напротив, Ислам установил: «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и посягательстве» (Коран, 5:2).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил, что о человеке следует судить по его делам: «Чьи дела были слабы, не увеличит их ценности его родословная» (Ахмад бин Ханбал, Абу Дауд, Ат Тирмизи, Ибн Маджа).
Однажды он сказал своей дочери: «О Фатима, дочь Мухаммада, делай хорошие дела, ведь я не помогу тебе ни в чем, когда ты предстанешь перед Аллахом» (АльБухари, Муслим).
Многие недруги Пророка (мир ему и благословение) были его близкими родственниками, имевшими родословную курайшитов и хашимитов, но в истории они навсегда останутся врагами Ислама. Например, в Коране проклят Абу Ляхаб – дядя Посланника. И в тоже время мусульманами всего мира любим чернокожий эфиопский раб Биляль – первый муэдзин, а византиец Сухайб Руми, перс Салман и еврей Ибн Салям являются примерами для подражания и героями Ислама.
Терпимость в сфере культуры
«Если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. Однако они не престают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (Коран, 11:118–119).
«Но [различные] группы их впали в противоречия. Горе же тем, которые были несправедливы, от наказания Мучительного дня!» (Коран, 43:65).
История и факты доказывают, что Ислам не уничтожал культуры, проводя политику ассимиляции, но обогащался ими, если их культурные особенности не противоречили его основам. Но даже если таковые и находились, Ислам не стремился немедленно вырвать их с корнем, но постепенно выводил их из жизни новых мусульман, заменяя исламскими традициями. Об этом сегодня свидетельствует одновременное единство и разнообразие культуры мусульманских народов на разных континентах Земли.
Ислам распространился в Северной и Центральной Африке, Испании, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Индии и Юго-Восточной Азии — в Малайзии и на островах Индонезии. Ислам — религия арабских, тюркских, кавказских, берберских, различных африканских, индийских, малайских, славянских и других народов.
Что мы можем сказать о прошедших полутора тысячах лет? Можем сказать, что Ислам сохранил культурные и этнические особенности всех этих народов. Если даже от самих мусульман Ислам не требует отказаться от национальной культуры, тем более, такого не было и не будет по отношению к немусульманам. С другой стороны, мы рассчитываем на соответствующее отношение и к себе. Искреннее желание жить в мире и уважении должно быть взаимным. В противном случае каждая сторона имеет полное право на самозащиту. И это закон бытия.
«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит преступающих!» (Коран, 2:190).
Религиозная терпимость
Ислам учит объективности, честности, искренности. Только глубокая вера мусульман способна возродить исламскую цивилизацию, в которой когда то проповедовали терпимость и справедливость. С людьми Писания нас объединяет вера в Единого Бога и вера в одних посланников и пророков, несмотря на искажения, наложившие свой след на доктрины этих религий:«Мы не делаем различий между Его посланниками» (Коран, 2:285).
Здесь не имеется в виду религиозная толерантность – речь о терпимости. У Аллаха одна истинная религия, и религии не могут быть равны по определению: «Воистину, религией Аллаха является Ислам. И разошлись те, кому было даровано Писание, только после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой. А если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор в расчете!» (Коран, 3:19). Из множества религий истинной может быть только одна. А мнение, что различные религии – разные пути к Богу, не более чем попытка искусственно лишить существующие разногласия между религиями всяческого смысла или попытка избежать конфликта, вообще. Но конфликты возникают не между религиями, они происходят между исповедующими их политическими силами.
Конечно, религиозные споры не должны выходить за рамки дискуссий и обсуждений. Другое дело, если религиозное учение предписывает уничтожение неверных, —
тогда это может быть причиной конфликта. В Исламе, в свою очередь, не содержится призыва убивать иноверцев и физически уничтожать неверие. А сражение с правителем и его армией мы не считаем войной с неверующими хотя бы потому, что воевать разрешается только с вооруженными врагами, — это война против угнетателей и врагов Ислама, напавших на мусульман, а не против народа иноверцев.
Всевышний Аллах говорит, обращаясь к своему Посланнику: «И если бы пожелал Твой Господь, уверовали бы все кто на земле до единого, неужели ты будешь принуждать людей стать верующими» (Коран, 10:99).
В другом аяте четко указан сам принцип: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256).
И этот принцип действителен со времен Нуха (Ноя), учителя всех посланников: «Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к ней, несмотря на то, что она вам ненавистна?» (Коран, 11:28).
Также ничего не стоит в глазах Аллаха вера тех, кто приходил к ней только во время бед и несчастий, посланных Всевышним: «Когда человека поражает какая-либо беда, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему [после забвения Его]. Потом, когда Он одарит его милостью от Себя, человек забывает того, к кому обращался [за помощью] прежде, и поклоняется наряду с Аллахом другим богам, чтобы сбить с пути [людей]» (Коран, 39:8).
Повторимся и напомним, что Коран констатирует и подтверждает факт сосуществования разных цивилизаций, религий, народов и культур и не призывает их уничтожить. Ислам требует относиться к ним с терпением, стремится к диалогу и взаимообогащению, но при этом напоминает, что истинной религией может быть только одна, и мусульмане должны пытаться мирным путем распространить ее во всем мире.
«И если бы пожелал твой Господь, сделал бы людей одной общиной, но они продолжают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Ведь для этого Он создал их» (Коран, 11:118—119).
Призыв к Исламу не противоречит уважению к религии и вере другого, если этот призыв не обращается к средствам принуждения и лишения свободы выбора. Коран призывает людей Писания принять Ислам, но запрещает принуждать их к этому. Коран говорит: «У вас ваша религия, а у меня — моя» (Коран, 109:6).
Более того, Ислам никогда не притеснял религиозные чувства или практику иудеев и христиан. В Коране сказано «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и приводи им самое сильное доказательство» (Коран, 16:125).
Исраэль Вольфенсон в книге «История евреев в арабских странах» пишет: «Вспомним, что после завоевания еврейского города Хайбар, в седьмом году от хиджры, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) приказал собрать и сохранить свитки Торы. И когда иудейские раввины спросили про священные писания, Пророк (мир ему и благословение) приказал отдать их. Передают, что раввины были восхищены поступком Пророка (мир ему и благословение). Такого никто не мог ожидать. Особенно, если вспомнить, что римляне, завоевав Иерусалим в 70 году, сожгли все иудейские книги, топтали их ногами и выбрасывали».
Ибн Хишам приводит историю о христианах Наджрана, которые пребывали в гостях у пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и молились в мечети, обратясь на восток. Их было шестьдесят человек, среди них – четырнадцать важных людей.
Когда Пророк (мир ему и благословение) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники сказали ему: «О Посланник Аллаха, это хоронят иудея». Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «А разве он не человек?!» (Аль-Бухари).
В заключение напомним прекрасные слова Пророка (мир ему и благословение): «Я свидетель, что все люди братья» (Ахмад бин Ханбал от Зейда бин Аркама).


Сейран АРИФОВ
По материалам газеты «Арраид»