Только для женщин
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
Порой, начитавшись некоторых блогерш, пишущих на женские темы, такая тоска бе…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…
«Модный» хиджаб?…
«Модный» хиджаб?…
Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…
Всегда ли место женщины на кухне?…
Всегда ли место женщины на кухне?…
В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором…
Дом и работа. Как все успеть?…
Дом и работа. Как все успеть?…
Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…
- 1
- 2
Проблемы и их решения
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…
5 способов как разрушить свой брак…
5 способов как разрушить свой брак…
Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…
Берегите друзей…
Берлинская телестена в семье…
Берлинская телестена в семье…
Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…
Виртуальные мусульмане…
Виртуальные мусульмане…
На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…
- 1
- 2
Брак Роль мужа и жены в нем
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...
В мире наблюдается кризис семейных ценностей
- Подробности
- Категория: Семейные отношения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Фраза из советского кино «по семейным обстоятельствам» в свое время звучала броско и гордо, а сегодня выглядит уныло и скучно. Героями телеэкранов стали бандиты и проститутки, которые заслонили собой людей, стремящихся построить дом, разжечь в нем очаг и построить совместное будущее. К слову, кризис семейных ценностей наблюдается не только на постсоветском пространстве, но и в других странах мира.
Сегодня нет социальной пропаганды с лозунгом: «Семья – ячейка общества», которая прививала массовому сознанию простые и добрые ценности. С развалом «империи зла» обитатели постсоветского пространства оказались в «империи лжи», где духовные идеалы подменились материальными ценностями. Важно подчеркнуть свой социальный статус, а семейное положение, увы, это не та графа в документе, на которую стоит обращать внимание. Рупор мировой пропаганды принадлежит Голливуду, который в ярком свете кинопроектора преподносит зрителю «занимательную романтику». Но нет в ней чего-то основополагающего. Хеппи-энд – это легкий флирт, который ничем не заканчивается. В этой связи задаешься резонным вопросом: что ждет нас? Очевидно, что мир движется навстречу поколению NEXT. Речь идет не о молодых людях, посасывающих через трубочку кока-колу, а об одиноких людях и, самое страшное, не менее одиноких пенсионерах.
Этой «эпидемией» сегодня охвачены многие страны. Как отмечают жители Европы, пропаганда насилия, жестокости и проституции, которая сегодня несется с экранов телевизоров, имела свои последствия. Так, по словам 53-летнего испанца Хуана, лишь один из его пятерых сыновей имеет семью. «Они мне говорят, что у них нет стимула, что они лучше эти годы используют для своего карьерного роста, нежели на построение семьи. Но как быть, если самому младшему моему сыну уже 30 лет?» – задается он вопросом. По данным исследования Института по защите семьи Испании, две основные национальные партии проигнорировали семью и проблему рождаемости в стране. По этому поводу Хуан только сетует: «Как мне быть, когда семья не нужна моим детям, государству? Я скопил для них денег. Ради них всю жизнь работал и хочу увидеть внуков».
Испания не единственная страна, где семья оказалась на последнем месте в списке приоритетов правительства. Как рассказывает 35-летний житель Италии Паоло, в стране стало меньше молодых людей. «Скорее всего, это связано с активной миграцией молодежи не только внутри Европы, но и далеко за ее пределы. Но, к сожалению, если уезжают много, то возвращаются отнюдь не все», – рассуждает он. По данным Института семейной политики (Institute for Family Policy), Италия находится на 4-м месте в Европе среди стран с наименьшей долей молодежи. Ее всего 14,1 процента в структуре общества. Это не удивительно. Правительство на узы Гименея тратит менее 1,2 процента от ВВП, что значительно ниже среднеевропейского уровня. «Очень жаль, но в Италии полно одиноких людей», – констатирует Паоло.
Если в Италии молодежь покидает страну, то в бывшей Югославии после кровавой бойни население, наоборот, возвращается в родные края. Как говорит 30-летний служитель католической церк-ви Петар, в Хорватии принято: или всю жизнь с родителями, или же своя большая семья. «Но в моде остается пожить несколько лет вне брака, а потом белая фата и в церковь. Я считаю это неуважением к своей религии, это смешно и глупо – они могли заниматься вне брака чем угодно. Люди теряют свою традицию и уважение к себе. Ужасно, что так поступают уже везде. Уже не редкость, что под венец молодые девушки идут беременными. Попраны устои семьи! Американцы насаждают разврат, а в одном фильме девочка даже говорит: «Надо мной будут смеяться, если узнают, что я еще девственница». Какой ужас!» – возмущается Петар. Если в Советском Союзе атеистическая идеология культивировала ценности семьи, в других странах этой же задачей занималась церковь. Но, как видим, они проиграли свою историческую битву за души людей.
В Греции институт семьи, как это ни банально, подрывает разгульный образ жизни молодежи. Как отмечает администратор ателье, 37-летняя Василитика, молодое поколение не видит перед собой будущего. «Они уже с 14 лет пьют спиртные напитки! А по ночам сидят у компьютера и играют в свои «стрелялки» до потери пульса. Лишь малое количество молодых греков работают и пытаются создать свою семью», – говорит Василитика. Она ссылается на данные исследований экспертов этой страны, по которым «80 процентов молодежи не представляют свою жизнь без семьи, но далеко не у всех это получается». «Ну что такое 270 евро в год, которые выделяются государством на одного человека в рамках семейной политики, когда даже в маленьком Люксембурге на эти цели выделятся 2300 евро?» – жалуется Василитика.
Кроме того, исследователи проблем семьи обращают внимание на Глобальную сеть. Эпоха Интернета закончилась тем, что многие люди перестали непосредственно общаться и утратили навыки эпистолярного жанра. Сегодняшнее общение – это короткие SMS-сообщения, которые в подметки не годятся теплым письмам середины ХХ века. Спасти положение семьи могут еще традиционные общества, которые пока несильно затронул процесс глобализации и где остаются сильными патриархальные ценности. Но и здесь наблюдается кризис института семьи. «Японки все больше начинают обращать внимание на свои женские прелести, которые в течение веков тщательно скрывались под кимоно. Наиболее привлекательными у японок считались шея и ступни ног. Под влиянием западной масскультуры начался своего рода бум демонстрации обнаженного тела», – говорит востоковед Семен Вербицкий.
Феминизация привела к тому, что женщины стали чувствовать себя более независимыми, сетуют консерваторы. Этому способствует действующее законодательство в развитых странах, которое под влиянием борьбы женщин за свои права стало отстаивать интересы слабой половины и ущемлять отцовство. Добивает семью уровень жизни. Чем он выше, тем больше женщин предпочитают вести независимый и свободный образ жизни. В итоге в США мужчины стали объединяться с церковью. На проповедях они обсуждают проблемы сильной половины Америки, среди которых – сохранение семьи. Предлагают даже запустить социальную рекламу с характерными лозунгами.
Проблема незаметно докатилась и до постсоветского пространства. Это притом, что «железный занавес» пал под натиском демократии всего 16 лет назад. Так, в Рунете стали появляться мужские форумы, посетители которых обсуждают, ни много ни мало, проблему создания консервативной партии. Главная ее задача – вернуть мужчинам право на отцовство, а их чадам – счастливое детство. Мир изменился. Буквально 20 лет назад девушки мечтали поскорее выйти замуж и, как огня, боялись остаться старыми девами. Теперь о создании семейного очага задумываются мужчины.
Сегодня каждый волен наслаждаться самим собой. Но, посыпая пеплом семейные узы, стоит задуматься о том, что никто не живет вечно. А что остается после человека? По большому счету не так много: добрая память и цепочка ДНК. Но чтобы оставить такой след, нужно создать семью. Сделать так, чтобы фраза «по семейным обстоятельствам» продолжала звучать в коллективе гордо и броско.
Асан КУАНОВ, Алматы
liter.kz
Те, кто могут жениться, как это сделать?
- Подробности
- Категория: Семейные отношения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Мы подразумеваем, что западная практика иметь "подругу" или "пробный" брак абсолютно запрещена для мусульман. Напротив, ожидается, что семья и друзья семьи будут играть важную роль в поиске подходящей пары. Процесс этот обязательно включает детальное обсуждение характера и всех особенностей будущих супругов перед тем, как между парнем и девушкой появятся чувства. И как результат, будут отсутствовать нежелательные искушения, соблазны и душевные болезни, которые обычны в западной системе ухаживаний и при интимных взаимоотношениях перед женитьбой.
Ожидается, что парень и его родители прикладывают больше усилий при поиске желаемой пары, как это подразумевается в хадисе, переданном Абу Хурайрой, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советует:
"Можно искать женщину по ее богатству, ее роду (знатности), красоте или ее религиозности. Но вы ищите религиозную женщину. Если же вы делаете это, учитывая другие соображения, ваши руки в нечистотах". (Хадисы приведены в сборниках Аль-Бухари и Муслима).
Другими словами, ключом к счастливому браку являются моральные качества супругов. Поэтому жених-мусульманин подходит к браку с ответственностью человека, желающего построить семью на прекраснейших основах любви и взаимопонимания, а не увлекшись красотой, богатством или социальным положением невесты.
Коран описывает брак такими выражениями:
"Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине. в этом — знамение для людей, которые размышляют!" (Румы, аят 21).
Всевышний Аллах сказал еще:
"…Они (жены) — одеяние для вас, а вы одеяние — для них..." (Корова, аят 187).
Найдя себе невесту благочестивым образом, женившись на ней, как предписал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отметив этот праздник с людьми, но с минимумом суеты и показухи, как теперь вести супружескую жизнь и каковы обязанности мужа?
Первая обязанность — содержание жены и ее защита, ответственность за ее благосостояние как это описано в Коране:
"Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества..." (Женщины, аят 34).
Это включает питание, одежду и место жительства для жены и детей. Это законная обязанность, которая сохраняется даже после развода до истечения идда1 или, по мнению некоторых ученых, даже больше. Финансовая ответственность за семью целиком лежит на муже, а жена не обязана нести семейные расходы, если только она сама захочет это делать”. Законные обязанности мужа не ограничиваются снабжением необходимыми вещами и защитой. Он должен составлять ей компанию, исполнять супружеские обязанности и избегать доставления ей любого вреда. Эти обязанности жестко предписаны шариатом. Если мужчина уклоняется от содержания жены или от посещения ее более чем определенный период времени, жена имеет основание требовать развод через шариатский суд. Подобно этому, если она доказала суду, что супруг нанес ей вред — идрар, или употребив алкоголь, или ударив ее без законной причины, или оскорбив ее или ее родителей и т. д., ей предоставляется возможность развода. Ни в одном из этих случаев муж не может требовать ничего возвратить обратно, будь то приданое или подарки. Как бы то ни было, супруг должен избегать развода, как это утверждается Кораном и стараться сохранить брак, даже если он и не идеален.
Всевышний Аллах сказал:
"Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо" (Женщины, аят 19).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также делал ударение на нежелательности развода в хадисе из собрания Абу Дауда:
"Наиболее ненавистное дело из всего законного перед очами Аллаха — развод".
Поэтому идеальный муж, если появляется необходимость, должен полностью использовать все средства, предписанные в Коране для примирения и улаживания проблем перед разводом. Необходимо заметить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), идеальный супруг, никогда не разводился ни с одной из своих жен. (См. Женщины, аят 34).
Если мужчина дает развод своей жене, он должен делать это без гнева и, пытаясь найти примирение, перед тем как развод будет произнесен в третий раз. Развод не может произноситься во время менструаций жены, но может, когда месячные закончились, но половая жизнь еще не возобновлена. (См. Развод, аят 1).
Другими словами, развод не должен быть произнесен в гневе или случайно, а только в определенное время, когда муж контролирует себя, а жена не расстроена, что иногда сопровождают менструации.
Муж должен продолжать хорошо относиться к жене, даже если уже совершен развод. Он должен содержать и кормить ее, как прежде, в своем доме до истечения идда. не тревожа ее (См. Развод, аяты 1,6), снабжая ее по своему достатку. Он не должен забирать ни один подарок, подаренный до или в течение замужества.
Всевышний Аллах сказал:
"Развод двукратен: после него либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего..." (Корова, аят 229).
Даже наоборот, муж должен дать бывшей жене подарок или какую-то форму поддержки для нее после развода. (См. Корова, аят 241).
А если после развода женщина захочет выйти замуж еще за кого-то, то бывший муж не имеет права препятствовать этому:
"А когда вы дали развод женам и они достигли конца своего идда, то не препятствуйте им вступать в брак с другими мужчинами, если они согласятся между собой согласно принятому..." (Корова, аят 232).
Также муж должен знать, что он не единственный, в соответствии с шариатом, имеющий возможность опеки детей после развода (как это считается во многих странах). Именно жене отдан приоритет в опеке детей, в соответствии с хадисом, переданным Амру бен Шуайбом у Ибн Маджаха, который рассказывает, как женщина пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: "Мой живот использовался как вместилище для моего сына, моя грудь служила кожаным мешком для него (чтобы пять молоко), я держала его за пазухой (в спокойствии), а теперь его отец дает мне развод и желает его взять от меня".
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Ты имеешь больше прав иметь его до тех пор, пока ты не выйдешь замуж снова".
В школе Маликитов это правило обобщено и приоритет в попечении ребенка отдан матери и другим пяти родственникам, прежде чем его сможет взять на попечение отец. Это попечение длится до периода созревания (пубертат) у сына и замужества у дочери, в то время как финансовая ответственность за их содержание остается за отцом.
Знание о необходимом отделении детей должно являться препятствием против неразборчивых разводов некоторой части мужей. Также необходимо помнить, что муж должен быть столь же искренне верующим в браке, как и жена. Воздаянием за прелюбодеяние человеку, состоящему в браке, мужчине или женщине, по шариату — смерть. Тот факт, что это воздаяние может не применяться в некоторых местах и в определенное время, не делает грех менее печальным пред очами Аллаха. Грех, который не был искуплен в этом мире, последует за совершившим его в могилу.
Поэтому супруг не должен пренебрегать следующим указанием Аллаха в Коране:
"Скажи верующим, пусть они потупляют свои взоры и берегут свои члены: это — чище для них. Поистине, Аллах сведущ о том, что они делают!" (Свет, ант 30).
Те женатые мужчины, которые разъезжают на своих машинах, разыскивая школьниц, чтобы подвезти их, позорят себя и утрачивают все права требовать благочестия от своих жен.
Если по какой-то серьезной причине муж не может обойтись одной женой, но не хочет с ней разводиться, ему не запрещается вступить в еще один брак, совершив это законным и благочестивым образом. Разрешение иметь более чем одну жену одновременно, тем не менее, имеет условия:
"…А если вы боитесь, что не будете справедливы между ними, то — только на одной..." (Женщины, аят 3).
На это условие часто очень легко смотрят в странах, где полигамия стала традицией. Однако в Коране нет бессмысленных слов, на этот аят не стоит смотреть сквозь пальцы. Слабый муж не будет уважаться и справедливо относиться к женам, поэтому его женитьба более чем на одной поведет к несправедливости, постоянной дисгармонии и развалу семьи, что не в интересах его, их и всей мусульманской Уммы. Если, имея более одной жены, муж чувствует, что его сердце устремляется к одной из жен в ущерб другим, он предостерегается от того, чтобы это стремление не отвергало необходимого другим женам.
"И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого. Не уклоняйтесь же всем уклонением, чтобы не оставить ее как бы в подвешенном состоянии" (Женщины, аят 129).
Это предупреждение еще раз усиливается хадисом, в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Кто бы ни имел двух жен и не будет справедлив к ним, придет в день Воскресения с половиной тела, подвешенной вниз". (Абу Дауд, Насзи, Ибн Маджах).
Мы достаточно изучили законы, на которых основан брак и развод, как это описано в Коране.
Теперь мы нуждаемся в примерах для иллюстрации и уточнения, взятых из Сунны, как говорится в Коране:
"Был вам в посланнике Аллаха хороший пример (поведения) тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много".
Как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вел себя как муж? Ясно, что все его действия были совершенно законны, но как он общался каждый день со своими женами? Из хадисов и Сиры (биография Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) можно почерпнуть огромное количество информации.
Его основными принципами во взаимоотношениях с женами были принципы, выраженные в хорошо известных хадисах Аль-Бухари и Муслима:
"Более совершенная вера у тех верующих, которые имеют более добрый нрав и более добры к своим семьям".
"Лучше из вас те, кто добрее к своим женам".
islam.kg
Фразы, влияющие на отношения в семье
- Подробности
- Категория: Семейные отношения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Статья о том, как влияют на семейные взаимоотношения обычные фразы: «Ты не уделяешь мне внимания», «Ты не уважаешь мой труд», «Ты мало зарабатываешь» и т.д. Как же добиться взаимопонимания и спокойствия в семье?
Ты мало зарабатываешь, ты мало уделяешь мне внимания, ты не помогаешь мне по дому, ты не встречаешь меня с работы, ты не помогаешь моим родителям, тебе бы только лежать и смотреть телевизор и т.д. – это с одной стороны.
Ты постоянно ворчишь на меня, ты не уважаешь мой труд, тебе всегда мало заработанных мною денег, тебя не устраивает моя работа, тебя не устраивает мое отношение к тебе, не нравится, что я смотрю телевизор, ты говоришь, что я непутевый, в отличие от других. Тебе бы только командовать и т.д. – с другой стороны.
Это обычные фразы, отображающие отношения в некоторых семьях. В таких семьях, как правило преобладает обстановка напряженности в отношениях мужа и жены. Муж постоянно недоволен поведением жены, жена со своей стороны постоянно недовольна поведением мужа. Подобные отношения приводят к постоянным скандалам в семье, а постоянство, приводит к привычкам. И такие фразы, постоянное недовольство, приводят к тому, что муж или жена, идя домой с работы с хорошим настроением, войдя в дом, по привычке начинает говорить привычные фразы, которые привыкли произносить именно в доме. Отсюда и начинается новый скандал. И мы уже не замечаем, что происходит это у нас само собой. А если в семье есть дети, как на них отображается такое поведение родителей? А ведь у детей так же, как и родителей, привычка ругаться, скандалить и вести себя вызывающе, тоже развивается.
Но спросим сами себя: «Что в нашей семье не так? От чего наступает постоянное стрессовое состояние, в то время когда дома мы должны хорошо отдохнуть, порадоваться за родных, идти на работу бодрым и отдохнувшим». А все это, по нашему мнению, происходит от, той самой привычки, которая закрадывается в наше сознание незаметно, так что мы не всегда можем определить, от чего же так все происходит.
Ответ находится рядом, нужно лишь начать искоренять эту привычку, не произносить эти фразы, которые вызывают нервозность нашей половины. Стараться заменять их другими более позитивными. Более бережно относится к нервному состоянию близких нам людей. Стараться всегда поддержать, подбодрить. Тогда в семье наступит взаимопонимание, и спокойствие. Ведь когда в семье наступает взаимопонимание, любовь, бережное отношение к своим домочадцам, то и наши дети растут спокойными и жизнерадостными.
Все-таки, как прекрасно когда в семье наступает мир и покой.
bienhealth.com
Брак. Роль мужа и жены в нем
- Подробности
- Категория: Семейные отношения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того.
Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга.
Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в родстве махрам[1] находиться друг с другом наедине.
Брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов но обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям Ислама. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений.
"О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами!"
Коран, 4: 1
Как мы уже видели, Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке.
"Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейные, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах".
Коран, 4: 34
Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Как явствует из приведенных выше аятов Корана, она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою сексуальность только для того мужчины, с которым состоит в браке.
В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своими имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ибо Ислам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной индивидуальности.
Как мы уже видели, в Исламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину. Заработок, имущество или наследство женщины полностью принадлежат ей, и она может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нее есть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детей и мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремя по содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чем женщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает.
Что касается вопроса о том, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины, для того, чтобы, по словам Корана, "если собьется одна, то напомнила бы ей другая", то это условие исходит из факта, что мужчина превосходит женщину в тех вещах, которые требуют точности памяти, хладнокровного суждения и применения рациональных, а не эмоциональных способностей. Это касается случаев, когда мужчина считается более знающим, и, вероятно, более справедливым и точным свидетелем, чем женщина. Однако в тех случаях, когда женщина, обладая знаниями и способностью к суждению в большей степени, чем мужчина свидетельство женщины может быть расценено как равное свидетельства мужчины и даже выше его. Это положение было установлено для зашиты прав обвиняемых, поскольку в Исламе человек считается невиновным пока не доказана его вина, и считается более предпочтительным отвести наказание от виновного, чем ошибочно наказать невиновного.
Ислам предписывает обоим одинаковые религиозные обязанности, не считая послаблений, сделанных для женщин в связи с деторождением, и, как показывают приведенные ниже стихи Корана, делает сознательное следование Исламу, добрые дела, всяческое рвение на пути Бога, духовное развитие и стремление к знаниям равно обязательными для мужчин и для женщин:
"И ответил им Господь их: "Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других".
Коран, 3: 195
"А если кто сделает что-нибудь благое - будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены ни на бороздку финиковой косточки".
Коран, 4: 124
"А верующие мужчины и верующие женщины, они - друзья одни другим: они побуждают к признанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и дают очищение (Закят), повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах, ведь Аллах - Велик, Мудр! Обещал Аллах верующим мужчинам и женщинам сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там, - и благие жилища в садах вечности. А благоволение Аллаха больше; это - великая удача!"
Коран, 9: 71 - 72
В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с ними соответственно. Существует множество прекрасных Хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), предписывающих доброту и заботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской природе. "Лучшие из мужчин, - говорил он, - это те, которые наилучшим образом относятся к своим женам". Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них является равно основополагающей и необходимой для функционирования общества. Внутри этой структуры как мужчина, так и женщина свободны в стремлении к тому, что для них важно, они вольны вносить свой вклад в общество соответственно собственным навыкам и интересам, но при условии, что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их деятельность не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать в обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по крайней мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины, ухода за больными и т.п., образования, общественной работы и других.
Во времена Пророка были женщины, претерпевшие преследования, изгнание и даже принявшие смерть за свою веру от рук язычников наравне с мужчинами, подносившие во время битв воду раненым, заботившиеся о получивших увечья, а подчас и принимавшие участие в боях. Они обсуждали с самим Пророком различные вопросы и даже спорили с ним. Был даже такой случай, когда женщина встала в мечети, чтобы поправить Халифа 'Умара по правовому вопросу. 'Айша, вдова Пророка, разбиралась в исламской юриспруденции и многие выдающиеся мусульманские ученые того времени брали у нее консультации, а ее сестра 'Асма с юности до глубокой старости совершала чудеса отваги и героизма.
В Коране сказано о брачных отношениях:
"Из Его знамений - что он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость".
Коран, 30: 21
"Он - Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее..."
Коран, 7: 189
Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. Говоря прекрасным языком Корана: "они (жены) - одеяние для вас, а вы (мужья) - одеяние для них" (Коран, 2:187). И они служат друг другу, как любимая одежда - обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз.
Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота более естественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать жене в работе по дому, следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), помогавшего своим женам, чинившего свою одежду и принимавшего участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.
Брак также предусматривает еще одну основополагающую обязанность - обязанность мужа и жены удовлетворять сексуальные нужды друг друга и в то же время не искать для этой цели кого-либо другого. Узаконивая удовлетворение сексуальных нужд исключительно в браке (ибо иной способ их удовлетворения запрещен), Ислам также требует, чтобы муж и жена сохраняли себя в этом плане исключительно друг для друга. В мусульманском браке не должно быть измен: как мы уже говорили, супружеская неверность является не только одним из тягчайших грехов, но, согласно исламскому праву, еще и страшным преступлением. Кроме того, считается совершенно необходимой защита женщин от всего, что обесчещивает, унижает или каким-либо иным образом эксплуатирует ее пол. Поэтому, Ислам устанавливает для мужчин и женщин некоторые ограничения для того, чтобы сексуальное влечение проявлялось только лишь в близких отношениях мужа и жены и не становилось источником вреда и разложения в общественных масштабах.
Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образ жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.
Кроме того, при всех сегодняшних трудностях мусульманского мира прочность семьи поощряется и поддерживается различными общественными институтами. Это полностью противоположно ситуации во многих частях западного мира, где разводу способствует - можно даже сказать, делает его неизбежным - влияние различных социальных факторов, которые ослабляют не только преданность супругов друг другу, но и способность человека поддерживать устойчивые и постоянные родственные отношения с другими людьми. В-третьих, мусульмане в прошлом, как правило, жили среди других народов и поэтому умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам; благодаря этому они относятся к другим терпимо и привыкли прощать, даже, несмотря на возможные разногласия и трения.
Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. В результате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать. А кроме того, мусульмане чаще всего окружены множеством родственников и друзей. Это дает каждому из супругов возможность вести собственную жизнь независимо от другого, поддерживая отношения со многими другими людьми, имея разнообразные эмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким образом, ни муж, ни жена не принуждаются к полной зависимости от единственного родственника, означающей, что лишь только этот последний может быть источником его или ее эмоционального удовлетворения, тем самым взваливая на него или на нее невыносимую ношу и,таким образом ослабляя узы брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений с другими людьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникают трения.
Подводя итог, скажем, что мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за иключением особых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак -это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.
Влияние религии на брак
- Подробности
- Категория: Семейные отношения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Супружество... У одних это слово вызывает приятные ассоциации, у других – душевную боль. «Мне кажется, что я разведена, – сетует одна замужняя женщина. – Меня не покидает чувство, что я никому не нужна, что я одинока».
Почему два человека, однажды полюбившие и пообещавшие любить и заботиться друг о друге, утрачивают взаимную привязанность? Отчасти это происходит потому, что люди не до конца осознают, что такое брак. Как замечает один журналист, «мы вступаем в брак абсолютно не подготовленными».
То, что лишь немногие вступают в брак, имея о нём правильное представление, показывает исследование, проведенное Университетом Ратгерса в рамках национальной программы по вопросам брака. «Многие участники исследования – это люди, чьи родители были несчастны в браке или развелись, – пишут руководители проекта. – Они точно знают, что такое неудавшийся брак, но плохо представляют себе, каким должен быть хороший
брак. О нём некоторые могут сказать только одно: это «полная противоположность отношений моих родителей».
Защищены ли от семейных проблем люди, которые исповедуют ту или иную религию? Скорее всего, нет. Ещё в первом веке некоторым требовался прямой совет «не искать освобождения» от спутника жизни: «Связан ли ты с женой? Не ищи освобождения» – гласит Библия (1 Коринфянам 7:27). Конечно же, в любом союзе двух несовершенных людей время от времени будут возникать трудности, но супруги не оставлены без помощи. Муж и жена могут наладить отношения в семье с помощью религиозных предписаний. Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих супруг, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют! (30:21)
В современном мире существуют несколько видов отношений между мужчиной и женщиной. В основном они сводятся к двум: брак с определенными обязательствами (официальный) и сожительство. Естественно, наилучшей их формой считается брак с определенными обязательствами. Религиозные предписания – это не практическое руководство по семейной жизни. Но так как её автором является Тот, кто основал брак, логично заключить, что эти предписания нам полезны. Может быть любовь, которая когда-то крепко связывала семейные узы, начала угасать? Или супруги чувствуют себя связанным по рукам и ногами отношениями, в которых нет любви? Одна женщина, прожившая в браке 26 лет, сказала: «Невозможно описать всю боль таких отношений. Эта боль никогда не стихает и не отступает. В браке нас ничто не связывало, кроме официальной регистрации. Но этого было не достаточно». Возможно, отношения в семье изрядно пострадали под натиском суровой непогоды жизни? Один из супругов или даже оба уже давно ничего не предпринимали, чтобы улучшить отношения? Вместо того чтобы жить мыслью, что брак не удался, почему бы не попытаться изменить семейные отношения? Коран обязывает мужа и жену заботиться о сохранении в семье атмосферы любви и доверия даже тогда, когда между ними возникает размолвка: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура 4, «Женщины», аят 19).
Даже если в семье всё зашло настолько далеко, нет необходимости спешить делать вывод, что остается только одно – разойтись. Вероятно, отношения ещё можно наладить. Ведь семейная жизнь не всегда протекает гладко. Различия во взглядах, материальные проблемы, отношения с родственниками и многие другие обстоятельства являются для семьи настоящим испытанием на прочность. Верующий понимает, что семейное счастье является Божьим даром и достигается благодаря праведным поступкам и богобоязненности. Поэтому он заботится о сохранении семьи даже тогда, когда в отношениях между супругами начинаются трения, надеясь на то, что его терпение и благочестие будут вознаграждены.
Пророк Мухаммад сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой её характера, то другая черта ему точно понравится». Снисходительное отношение к супругу или супруге свидетельствует о нравственном совершенстве и духовном богатстве человека. В то же время это не означает, что муж и жена должны потакать всем желаниям друг друга, в том числе и тем, что противоречат установлениям Аллаха. Когда возникают трудности, оба спутника жизни должны быть полны решимости жить согласно взятым на себя обязательствам. Одна жена поделилась: «Только после того, как мы полностью отказались от мысли о разводе, наши отношения стали налаживаться». Когда возникают разногласия, к примирению должно побуждать не столько чувство долга, сколько эмоциональная привязанность супругов. Ещё в Библии сказано о муже и жене: «Они уже не двое, но одна плоть». Так же Всевышний Аллах сказал в Коране: «Из Его знамений – что он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость»(30: 21). «Он – Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее...»(7: 189).
Дух брака в Исламе – это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. Говоря языком Корана: «они (жены) – одеяние для вас, а вы (мужья) – одеяние для них» (Коран, 2:187). И они служат друг другу, как любимая одежда – обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз.
Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образ жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.
Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. Поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать.
Таким образом, брак в исламе – это не романтический союз в голливудском духе, который через некоторое время имеет свойство распадаться, а кровное и телесное родство двух человеческих личностей. Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак – это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.
Анна Фатима ВЕРНИК
info-islam.ru