1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Только для женщин

"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…

"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…

Порой,  начитавшись  некоторых блогерш,  пишущих на женские темы, такая тоска бе…

Read More...

12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…

12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…

Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…

Read More...

«Модный» хиджаб?…

«Модный» хиджаб?…

Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…

Read More...

Всегда ли место женщины на кухне?…

Всегда ли место женщины на кухне?…

В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором

Read More...

Дом и работа. Как все успеть?…

Дом и работа. Как все успеть?…

Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…

Read More...

Prev
Next
  • 1
  • 2

Проблемы и их решения

"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…

"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…

Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…

Read More...

5 способов как разрушить свой брак…

5 способов как разрушить свой брак…

Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…

Read More...

Берегите друзей…

Берегите друзей…

      Спасибо вам за этот единственный в своем роде сайт, который я давно…

Read More...

Берлинская телестена в семье…

Берлинская телестена в семье…

Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…

Read More...

Виртуальные мусульмане…

Виртуальные мусульмане…

      На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…

Read More...

Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…

Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…

      Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…

Read More...

Prev
Next
  • 1
  • 2

Брак Роль мужа и жены в нем

Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...

Заслуги мусульманских учёных в науке

Целым рядом открытий и изобретений мусульманские ученые на многие века опередили европейцев.
Ниже приводятся некоторые научные открытия и изыскания ученых- мусульман, сделанные в период расцвета инквизиции, когда Европа кичилась своим невежеством, враждовала с наукой, когда люди науки сжигались на костре.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

* Впервые фабрика по производству бумаги была построена в 794 году в Багдаде Ибн Фазлом, сыном визиря Харуна ар-Рашида. Подобная же фабрика была построена в Египте в 800 году и в 950 году в Андалусии (юг Испании). В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже. В Византии - в 1100 году, в Сицилии - в 1102, в Германии - в 1228 году, в Англии аж в 1309 году. Известно, что бумага является сырьем для производства книг. Фабрики по производству бумаги, которые были построены в странах исламского мира, таким образом указывают на ускоренное развитие науки.

МЕДИЦИНА

* Книга короля медицины Ибн Сины (980-1037) "Аль-Канон" считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга, считавшаяся "медицинской Библией", в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах. Ибн Сина (Авиценна) был примером для европейцев также и в том, что является автором изобретений в 29 областях науки, включая медицину.

* Рази (864-925) - врач, равный по глубине знаний Ибн Сине. По предположению некоторых исследователей, он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.

* Воспитатель и учитель Фатеха Султана Мехмета - Ахшамсаддин (1389- 1459) выявил существование микробов (Некоторые исследователи связывают открытие микробов с именем Ибн Сины).

* Камбур Весим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.

* Ибрагим Джессар (ум. 1009) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения, Ибн Хатиб (1313-1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.

* Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Ибн Рушд (1126-1198) был первым, кто изучил функции ретины - глазной ткани. Научный труд "Тезкира" знаменитого врача по глазным болезням Али бин Исы в течение многих столетий был единственным источником информации в этой области.

* Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу.

* Али бин Аббас (ум. 994) провел хирургическую операцию рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им медицинская энциклопедия "Китабул-Малики" не потеряла своей актуальности и сегодня.

* Ибнун-Нафис (1210-1288), описал малый круг кровообращения, приблизительно на 300 лет опередив европейских ученых, и подробно указал все особенности этого открытия в написанных им комментариях к книге Ибн Сины "Канон".
Первая больница была создана в 707 году во время правления халифа Валида бин Абдулмелика из династии Омеядов. Все затраты на содержание этой больницы осуществлялись за счет государства. Во избежание бегства прокаженных больных, им объявлялся арест, при этом прокаженные и слепые обеспечивались продуктами питания. И вот в то время, как на мусульманском Востоке проводились научные работы такого уровня, в Европе врачей считали шарлатанами, а больницы - прибежищем сатаны. Врачи, пытавшиеся проводить хирургические операции, подвергались гонениям.

МАТЕМАТИКА

Невозможно отрицать успехи мусульман и в области математики. Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. К примеру, знаменитый западный ученый проф. Жак Рислер сказал: "Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане".

Французский ученый проф. Э.Ф.Гаутье восторженно произнес: "Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых; воистину, современная западная математическая наука - не что иное, как продолжение исламской математики".

* Основоположник алгебры Хорезми (780-850) впервые использовал цифру ноль. Он написал первую книгу по алгебре под названием "Аль- Джабр вал-Мугабиле". Слово "Аль-Джабр" из названия книги, подвергшись изменению в произношении западных ученых, стало звучать как "Алгебра".

* Беттани (858-929) - один из тех ученых-мусульман, который стал примером для Европы в области математики. По мнению Жака Рислера, именно Беттани фактически заложил основы тригонометрии.

* Понятие о синусе также открыто мусульманами. Мусульмане называли "синус" "сейб". На Западе это слово подвергшись изменению, приняло звучание "синус".

* Абул-Вафа (940-998) внес в тригонометрию понятие о тангенсе, котангенсе и косекансе. Насреддин Туси (1201-1274) был автором первого серьезного труда по тригонометрии. Открытие переменных формул в тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).

* Формулу бинома, которая приписывается Ньютону, внёс в алгебру Омар Хайям (ум. 1123)

* Дифференциальное исчисление было открыто задолго до Ньютона Сабитом бин Гурра (ум. 901). Впервые геометрическую алгебру ввёл не Декарт, как многие думают, а мусульманский ученый Сабит бин Гурра.

* Шпенглер (1880-1936) утверждал, что понятие функции впервые введено в математику в Европе и что он никогда не встречал упоминания об этом ни в какой другой культуре. Однако Мухаммед Игбал, проводивший широкие исследования в этой области, решительно отвергая подобные утверждения, доказал, что идея о функциях была выдвинута Бируни на многие столетия раньше европейцев.

* Гиясаддин Джамшид (ум. 1429) впервые открыл десятичную систему исчисления и написал научный труд, посвященный этой теме. Он также впервые использовал запятую в математическом счислении.

АСТРОНОМИЯ

Астрономия - еще одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В них мусульманские ученые столетиями проводили научные исследования, открывали многие тайны науки, которые стали источником вдохновения для таких западных ученых, как Джордано Бруно (1546-1601), Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642).
Бывший профессор Исламского института в Париже Жак Рислер сказал следующее о влиянии мусульман на Возрождение Запада: "Мусульманские астрономы оказали на наше Возрождение такое же влияние, как и учёные-математики".

* Мусульмане усовершенствовали, даже можно сказать заново создали астролябию (устурлаб) - инструмент для определения месторасположения звезд, измерения расстояния между ними. Первый научный труд на эту тему написан Машааллахом (ум. 815). Зеркали (1029-1087) изобрел самую точную и удобную для того периода астролябию.

* Мусульманские ученые задолго до европейцев высказали мысль о шарообразной форме Земли, а также о ее вращательном движении. Ещё Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате исследований, которые он проводил в Индии близ города Нандана, Бируни смог вычислить площадь поверхности Земли.
Примененный при этом метод именуется в Европе "правилом Бируни".

* Ещё в IХ- Х веках братья Муса вычислили длину Земной окружности.

* Труды Фергани в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Фергани также открыл существование пятен на Солнце.

* По мнению Лаланда, "Саби джадваллери"-таблицы по астрономии Беттани, признанного одним из 20 всемирно известных астрономов, были приняты в Европе за основу вплоть до эпохи Коперника (1473- 1543). Беттани также удалось вычислить солнечный год, причем его данные почти полностью совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды).

* Будучи правителем, Улуг бек (1394-1499) посвятил себя науке. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, прославился как великий астроном своей эпохи.

* Али Гушчи (ум. 1474), названный "Птолемеем своей эпохи", вычислил кривизну эклиптики, причем, названное им число незначительно отличается от современных данных (23030'13"; современные данные 23027') . Фергани был первым ученым, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.

* Битруджи (XIII век), опровергнув теорию движения планет по окружности вокруг внешнего центра, открыл дорогу Копернику.

* Джабир бин Афлаф (XII век) намного раньше европейцев нашел угол азимута, по которому измеряется яркость и место расположения звезд. Германский астроном Режинтан тем же методом пришел к подобным результатам 300 лет спустя.

ФИЗИКА

* Ахмед бин Муса в своем произведении "Удивительные системы" начертил план около 1000 приборов с системой автоматической регулировки.

* Абул-Изз Исмаил аль-Джазари (ум. 1206) в своем произведении "Китабул-Хиял" ("Книга грез") заложил основы кибернетики.

* Основоположник оптики Ибн Хейсам (965-1051) своим научным трудом "Книга изображений" дал толчок деятельности таких ученых, как Роджер Бэкон (1214-1294), Кеплер (1571-1630) и Леонардо да Винчи (1452-1519). В мире науки книга считалась фундаментальной в течение 600 лет. Механизм отражения света в сферических зеркалах назван его именем - "проблема Аль-Хазина" (так звали Ибна Хейсами в Европе).

* Фараби (870-950) дал толкование физической природы звука.

* Ибни Гераре (ум.1100) впервые сконструировал токарный станок.

* Исмаил Джовхери (950-1010) погиб, впервые осуществив полет.

* Ахмед Челеби (XVII век) по прозвищу "Хазарфянн", привязав к спине орлиные крылья, впервые удачно осуществил полет, от башни Галата в Стамбуле до Доганлар в Ускюдаре. Лагари Хасан Челеби, живший во времена Мурада IV, прославился тем, что изобрел аппарат по типу ракеты и осуществил на нем успешный полет.

* Ученый-мусульманин по имени Ибни Фирнанас в 880 году впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Для своей конструкции он использовал плотную ткань и перья птиц. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться. На Западе же братья Райт смогли осуществить первый полет на аэроплане только в 1903 году.

* Принято считать, что закон притяжения Земли открыл Ньютон, хотя исламских ученых, начиная от Рази и Бируни до Хазини, интересовал закон притяжения Земли. Профессор Исмаил Хегги Измирли и Ахмед Гюркан своими исследованиями доказали, что Рази и Бируни высказывали мысль о законе притяжения Земли. Эти исследования показали, что исламские ученые задолго до Ньютона открыли закон притяжения Земли, сформулировали теории в этой области.

* Ибн Юнус задолго до Галилея (1564-1642) пользовался часами с маятником.

* Хазини в своем труде "Мизанул-Хикмет" даёт понятие о весах, а также показал найденные им удельные веса многих веществ.

* Бируни с большой точностью нашел удельный вес 18 веществ (некоторые результаты сравнимы с современными данными), определил вязкость воды.

* Хазини определил плотность воздуха намного раньше Торичелли (1608-1647), исследовал зависимость между плотностью воздуха и скоростью ветра.

* Джабир бин Хайян (721-805), именуемый "отцом химии", впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома, о возможности его расщепления, о том, что при этом образуется сила, которая может разрушить Багдад.

* Ученик Насреддина Туси - Гутбеддин Ширази на 300 лет раньше Декарта дал верное объяснение такому природному явлению, как радуга ("алаимус-сяма").

* Проф. Абдуссалам (1926-1979) удостоен Нобелевской премии за теорию единых слабых электромагнитных полей, хотя исследования в этой области были начаты, но не завершены ещё Эйнштейном (1879- 1955).

ХИМИЯ

* Когда речь заходит о химии, прежде всего вспоминается Джабир бин Хайян. Его достижения в области химии превосходят Пристли (1733- 1804) и Лавуазьена (1743-1794). Джордано причислял его к дюжине гениев мира. В созданной Джабиром несколько веков тому назад специальной лаборатории ему удалось в результате научных опытов определить многие кислоты. И это далеко не единственное его открытие и изобретение.

* Рази, завоевавший славу не только врача, но и химика, выделил сернистую кислоту и чистый спирт.

* Мусульманский ученый по имени Башир определил фосфор, намного опередив европейца Бранта,.

* Именно мусульмане впервые использовали порох и пушку. Пневматическая пушка является изобретением Фатеха Султана Мехмета (1432-1481).

ГЕОГРАФИЯ

* В формировании географии как науки мусульмане также сыграли большую роль. Путевые записи Эвлия Челеби (1611-1682), исследовавшего разные уголки земли, а также Ибни Батути (1304- 1369), объехавшего все континенты и материки, являются бесценной исторической и географической сокровищницей.

* Много веков назад Бируни предсказал существование Америки. Пири Раис (1465-1554) в книге "Китаби-Бахрийя" выдвинул предположение существования Америки.

* Проводником Васко де Гамы (1450-1554) в его путешествиях был мореплаватель-мусульманин по имени Ибни Меджид (XV век).

* Идриси (1100-1166) ещё 850 лет тому назад удалось составить географическую карту мира, близкую к современным картам. Еще Мурсиели Ибрагим за 52 года до Пири Раиса начертил карту Белого моря, вполне соответствующую современной.

БОТАНИКА И ЗООЛОГИЯ

* Ибн Байтар (1190-1248), завоевавший в средние века славу крупного ботаника и фармацевта, в своей книге дал описание около 1400 лекарственных растений и трав. Данный фундаментальный труд считался основным научным источником в этой области.

* Ученый по имени Дамири (1349-1405) точными сведениями о природе животного мира, которые он привел в своем труде "Хаятул-хаяван", значительно обогатил зоологию как науку. Ибн Аввам (XII век) стал известен в средние века своими книгами о сельском хозяйстве.

СОЦИОЛОГИЯ И АРХИТЕКТУРА

* Ибн Халдун (1332-1406), являющийся одним из видных историков, был основоположником социологии как науки. Его произведения стали путеводной звездой для многих западных ученых.

* Когда речь заходит об архитектуре, прежде всего вспоминается зодчий Мемар Синан (1489-1588), увековечивший имя своими немеркнущими произведениями.

islamhouse.com

Мухаммад ибн Сирин

В последнее время в исламской умме появляется много людей, которые заявляют о праве на трактование и толкование снов, что является сном, что в нем говорится. И почему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что после него откровения прекратятся и не останется ничего, кроме праведного видения? И ру'йя (видение во сне) человека является одной из 72 частей пророчества, как сказал об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И что такое руйи салиха? Это когда Всевышний Аллах открывает Своему рабу видение того, что может произойти в будущем. И праведное ведение является откровением от Аллаха в той или иной степени. И как мы знаем, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснял сны сподвижников, в том числе Абдуллы ибн Умара, когда он пришел к нему однажды, и передал через Хафсу свой сон, где он видел во сне, что его схватили два ангела и отправились с ним в Ад и он видел Ад и узнал тех людей, которые находились там. Позже он вернулся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и Хафса спросив у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об этом сне передала Ибн Умару слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который после этого сказал: "Какой же прекрасный человек Ибн Умар, если бы он читал намаз ночью". Абдулла ибн Умар сказал: "Клянусь Аллахом, я не оставлял после этой ночи ни одной, чтобы не читать всю эту ночь тахаджуд".
       И сегодня, иншаАлла Тааля, мы расскажем об одном человеке, который был среди таби'инов, который прославился своим знанием, который мог толковать сны и почти никогда в этом не ошибался. И имя этого человека, который был таби'ином, - Мухаммад ибн Сирин. Это был один из самых выдающихся и видных ученных, который прославился за свою жизнь своим знанием.
       А все начиналось с того, что однажды Абу Бакр, будучи халифом отправляет военный отряд под предводительством Халида ибн Уалида в небольшую местность, которая называется 'Айну-Ттамр (Источник фиников). Но там Халида бин Уалида ждал отряд кафиров, которые подготовились встретить мусульман в полном вооружении. Но что они могли значить для Халида ибн Уалида, являвшегося мечом из мечей Аллаха, который Аллах направил против кафиров. И Халид бин Уалид встретившись в битве с кафирами, с мушриками, с язычниками из арабов, которые остались там или же отказались выплачивать закят, победил их, как и следовало ожидать. И среди тех трофеев, которые он взял, было немало пленников и среди них был человек, язычник по имени Сирин, которого Халид бин Уалид взял в плен и среди военных трофеев он достался Анасу ибн Малику - сподвижнику Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, 10 лет, - весь мединский период, который также получил прозвище - "хадиму РасулюЛлах" (слуга Посланника Аллаха), да благословит его Аллах и приветствует. Он как и Абдулла ибн Мас'уд носил сандалии Посланника Аллаха, использовал его мисуак и многие другие вещи.
       И как поступил Анас бин Малик со своим слугой Сирином? Как известно, в Шариате есть три вещи, согласно которым можно поступить с военнопленным. Какие это вещи?
              1.Мы можем освободить раба. Как военнопленный он попадает к нам и служит слугою. Мы можем полностью освободить его, за какое-то прегрешение, надеясь что Аллах нам его простит. Ибо Всевышний Аллах говорит: "Отпустите его шею (освободите его из рабства)" И это, например, если человек пропустил 1 день в Рамадане или совершил какие-либо грехи, за которые требуется освободить раба, то он может его освободить. И мы знаем примеры, когда сподвижники отпускали просто так своих слуг, своих военнопленных.
              2. Он может дать своему рабу выкупить самого себя за определенную цену, которую он назначит. Он может работать и копить что-то для себя. И когда он накопит определенную сумму, то имеет право выкупить себя из рабства.
              3. Человек, хозяин этого слуги, имеет право оставить его у себя в качестве раба, но при определенных условиях:
       1) он не должен называть его "абди" (мой раб), а должен его называть "о, мой юноша" или "моя девушка"; 2) он должен давать ему ту одежду, которую он носит сам; 3) он должен его кормить из того, чем питается сам; 4) не заставлять его работать свыше того, что он может, ибо говорит Всевышний Аллах: "Аллах не накладывает на душу то, чего она не может…" Коран, с2, а.286. И мы можем выбирать любой из этих трех пунктов в отношении раба.
       И Анас бин Малик сказал своему слуге Сирину: "Клянусь Аллахом, если ты наберешь такую-то сумму в дирхамах и отдашь ее мне, то ты свободен" И Сирин принял Ислам и что произошло? Всевышний Аллах говорит: "Может быть вы возненавидите какую-то вещь, но она благо для вас" И кем бы был Сирин, если бы не попал в рабство? Он бы был кафиром и мог бы скончаться на этом. И здесь его Всевышний Аллах привел к тому, что лучше для него через то, что ненавистно для людей. Рабство. Кто из нас согласится на такое?
       И Сирин согласился на условия Анаса бин Малика. И он в конце освободил его, но Сирин остался прислуживать сподвижнику до конца. Когда Сирин принял Ислам он сказал: "Анас, я хочу дополнить свою вторую половину имана до конца". И мы знаем, что согласно хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это означает - жениться. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот кто женился - дополнил вторую половину имана, так пусть же побоится Аллаха в том, что осталось"
       И Сирин пришел к своему хозяину и сказал: "О, мой хозяин, я хочу жениться". И как поступил Анас бин Малик? Он отправился к Абу Бакру Сыддыкъу, да будет доволен им Аллах, и придя к нему он сказал: "У тебя есть наложница, которую зовут София. Я хочу, чтобы она вышла замуж за Сирина, за моего слугу, которого я освободил". И что произошло? Абу Бакр, который относился к своей рабыне, как к дочери, сказал: "Нет, о Анас, я не отдам ее до тех пор, пока не узнаю кто этот человек, каков его Ислам, каков его Иман, кто он вообще". И Анас бин Малик сказал: "Абу Бакр, клянусь Аллахом, я знаю этого человека и я ручаюсь за его религию, за его Ислам". И Абу Бакр принял его шахаду, его свидетельство. Ибо как мы знаем, сахаба - все сподвижники, они все удуль, все справедливы, все 'адль, никто из них не может врать. И в понимании Ахль Сунна уаль Джамаа все сподвижники являются справедливыми, никто из них не может врать и Анас бин Малик, когда свидетельствовал перед Абу Бакром, он не врал. И Сирин был действительно тот человек, который был достоин жениться на Софии. И Абу Бакр согласился. Он отдал Софию ему в жены и устроил при этом праздник, и как сказали сподвижники: "Мы не видели ни одной свободной женщины, для которой устроили бы праздник подобный тому, как устроил Абу Бакр для Софии".
       Абу Бакр собрал на этом празднике всех сподвижников, которые были в Медине. Среди них было 18 человек, которые участвовали с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в битве при Бадре, огромное количество человек. И среди них был Убей ибн Ка'аб, - сподвижник, да будет доволен им Аллах, который был одним из четырех ансаров, знавших Коран наизусть, которые собрали Коран при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И Убей ибн Ка'аб, в конце, когда закончился праздник, встал и сделал ду'а: "Аллахумма барик ля ху ма уа барик алейкума уа джама байнаку ма филь хайр".
Он произнес это ду'а и все сподвижники говорили хором: "Амин". И как мы знаем, Всевышний Аллах ответил на это ду'а сподвижников. И в конце концов этот брак состоялся и в результате него родился сын, которого назвали Мухаммад, в честь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
       Повзрослев, Мухаммад ибн Сирин остался учиться в Медине. Среди его учителей были крупные сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как Абдулла ибн Зубайр, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн 'Умар, сам Убай ибн Ка'аб и многие другие из сподвижников, через которых он получал свое знание. В последствии его семья решила переехать из Медины в Басру, на территорию Ирака, для того, чтобы там распространять Ислам. И Мухаммад ибн Сирин стал торговцем. Он был не просто ученным, но еще и в своей основе он был торговцем. И если мы посмотрим на выдающихся ученных прошлого, то имам Абу Ханифа был торговцем, имам Малик был торговцем. Когда Абу Бакр выбрали халифом, в первый же день после того, как его избрали, он отправился на рынок с мотком ткани на плече. И когда его встретил 'Умар он сказал: "Абу Бакр, куда ты?". И Абу Бакр ответил: "То, что я стал халифом, не дает мне зарплаты и я должен кормить свою семью". И Абу Бакр был торговцем. И тогда 'Умар остановил его и сказал: "Мы что-нибудь должны придумать, чтобы все твое время было посвящено исламской умме".
       И тогда они сделали понятие, как выделять из казны исламского государства определенное количество ткани, пропитания и всего, что необходимо человеку. И впервые это было установлено при Абу Бакре и 'Умаре. Правитель исламского государства, который занимается исламскими делами получает за это определенную часть из байт-уль-маль ин муслимин (казны исламского государства) и Абу Бакр первый начал получать это.
       И таких примеров мы знаем очень много. Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, в своем фикхе постановил, что исламский деятель не имеет права брать зарплату деньгами. Когда я учился в Кувейте у шейха Абдуль Муна аль-Масри, являющегося одним из крупнейших ученных Кувейта, членом комитета по фетвам, он сказал: "Мой шейх из Египте, хоть он и шафиитского масхаба, но он до сих пор ругает меня за то, что мне здесь платят зарплату, в комитете. Он говорит: "Ты не имеешь право брать эти деньги по мазхабу Абу Ханифы. Это самое достоверное мнение"
       И как мы знаем, тот же пример был с 'Умаром, когда он получал каждый день из казны исламского государства определенную порцию и в конце концов что произошло? Та самая, известная история, иншаАллах, будет не лишним ее напомнить, когда жена 'Умара пожаловалась ему и сказала: "'Умар, у нас нет ничего из сладостей, чтобы мы могли накормить детей. Возьми что-нибудь из казны, принеси детям сладость". И какая была тогда сладость? Сегодня мы едим каждый день конфеты. Тогда же это представляло собой леденцы, вырабатываемые из сахарного тростника привозимые из Индии и Китая, небольшие кусочки сладостей. И 'Умар сказал жене: "А все ли дети мусульман в халифате едят сладости?" Жена сказала: "Нет конечно, 'Умар". Он сказал: "Пока они все не будут есть, мои дети не попробуют этого". Видите какова была здесь справедливость 'Умара бин аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах. И после этого он сказал: "Прекрати, и больше не заводи со мной разговор на эту тему".
       Но женская психология, смотрите. Жена стала каждый день кроить что-то от пойка по кусочкам и откладывать это, и, в конце концов, в один из прекрасных дней, когда накопилось определенное количество масла и муки она отправилась на рынок и обменяла это на несколько небольших кусочков сладостей. И вечером, опять-таки, женская логика, она поставила их перед 'Умаром, когда он вернулся и 'Умар представьте себе удивление 'Умара: его жена не работает, у нее нет откуда взять деньги и она ставит перед ним сладости. Дети конечно попробовали и 'Умар воскликнул: "Подождите! Откуда это?", - и заставил жену признаться. И жена рассказала, как каждый день она что-то брала и откладывала из пропитания, которое им выделялось из байт-уль-маль ин муслимин.
       И смотрите реакцию халифа мусульман, который ходил в халате с 16-тью заплатками. 'Умар сказал: "Хорошо, что ты мне напомнила о том, что я был в беспечности. Каждый день ты отрезала от нашего пойка и мы не похудели и ничто с нами не случилось, значит я брал лишнее из казны. И с этого дня мы будем брать ровно столько сколько ты оставляла отрезая от пойка". Также 'Умар сказал: "Теперь бери эти сладости и возвращай обратно в байтуль маль ин муслимин ( в казну мусульман)" . И не просто Умар понес их, но он заставил жену отнести, чтобы показать ей то, что она согрешила и поступила неправильно. Представьте себе, какая это была справедливость.
       И касаясь торговых отношений, в основе многие из ученых, из имамов были торговцами. Но каково было их отношение? Как относился к этому Мухаммад ибн Сирин? Если кто-то думает, что тот, кто работает на рынке, пропадает целыми днями в работе и вечером приходит, и делает все намазы, - нет Уаллахи. Сподвижники и все, кто видели Ибн Сирина говорят каков был образ этого человека. Мухаммад ибн Сирин после фаджра отправлялся на рынок и начинал продавать и покупать и люди сказали: "Мы думали, что этот человек из ахлю-ддунья (один из тех людей, которых не заботит ничего, кроме дунья)". Покупал и продавал, получал прибыль. Но, когда наступало время зухра, он бросал все, закрывал лавку и отправлялся в мечеть для того, чтобы учиться и обучать людей. И с момента зухра он пребывал в мечети до 'иша, а после он уходил домой, кушал, ложился спать, и затем вставал и всю третью ночь он занимался тем, что либо читал тахаджуд, Коран либо писал исламские книги. Такова была жизнь этого человека.
       Как передается Мухаммад ибн Сирин кушал 1 раз в сутки. Вы можете себе это представить? Как мы в прошлом номере рассказывали про имама Ахмада бин Ханбаля, помните какой сухой хлеб он ел? Уаллахи, если каждый из нас поест несколько дней подряд такой хлеб от того, что у него нет денег, он потом всю жизнь будет вспоминать эти дни, как худшие дни голода. Но Мухаммад ибн Сирин, Ахмад бин Ханбаль и многие другие из имамов ежедневно вели именно такой образ жизни.
       И среди тех вещей, которые случились с Мухаммадом ибн Сирином можно привести одну известную историю. Однажды Мухаммад ибн Сирин вложил все свое имущество в партию масла, которую закупали и перевозили в огромных глиняных горшках. И он купил эту партию масла из территории Шама и привез в Басру, чтобы торговать. И Мухаммад ибн Сирин был со своим слугой. Они привезли это масло в Басру, поставили на складе и принялись открывать кувшины, проверяя масло. Открыв их, убедились, что все нормально, масло было чистое и в конце концов попался один кувшин. Они открыли его и обнаружили там разложившийся трупик мышки. И что произошло?
       Что сделал бы здесь любой кафир, будучи торговцем? Он бы выкинул мышь, а масло бы оставил. Уаллахи я слышал лекцию шейха Мусы аль Ануара, одного из крупнейших египетских алимов, который рассказывал по сире Ибн Сирина и говорил: "Удивляюсь, - говорит, - недавно смотрел по телевизору одну передачу, где показывали, как в Европе открыли ресторан по продаже насекомых, которых люди едят". И он говорит: "Я удивляюсь, как до такого можно докатиться?". Всевышний Аллах говорит в Коране: "Они подобны скотам, даже еще хуже" Коран, с.7, а.179. И только скоты едят этих насекомых и только те люди, которые не веруют в Аллаха могут заниматься подобными вещами.
       Но как поступил Мухаммад ибн Сирин в этом случае? И каков хукм Шариата в этом случае? То, что касается насекомых, то мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил кушать саранчу, а все остальное не используется в пищу. Имам Шафий считал, что даже если муху раздавили на одежде, то это место наджаса и его надо мыть. И здесь, Мухаммад ибн Сирин, когда открыл кувшин и нашел эту разложившуюся мышь он сказал слуге: "Что будем делать?". А хукм Шариата гласит: "Если мы нашли разложившееся животное в чем-то твердом, то мы должны выкинуть его и то, что было вокруг него, если же мы нашли это в жидкости, то мы должны ее вылить ибо это считается наджасой". И слуга сказал: "Уаллахи, мы должны вылить этот кувшин масла из партии кувшинов". Мухаммад ибн Сирин сказал нечто другое. Он сказал: "Да, отправляемся и выливаем этот кувшин и за ним выливаем все кувшины, которые здесь есть". Партия масла, которую он купил на 40 000 динаров. Огромные деньги и Мухаммад ибн Сирин говорит: "Мы выльем все это масло".
       Слуга спрашивает: "Зачем? Мы нашли мышь в одном кувшине; почему ты хочешь вылить все масло?". И Мухаммад ибн Сирин отвечает: "Поистине, это все сомнительное и я не знаю, может быть мышь скончалась еще тогда, когда из семян выжимали масло и могла оказаться в любом из этих кувшинов (т.е. в общем сосуде, откуда разливали это)". И Мухаммад ибн Сирин сказал: "Уаллахи, я не буду торговать сомнительным, потому, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Халяль объяснен и харам объяснен и между ними есть вещи, которые сомнительны, тот же, кто попал в сомнительное, тот попал в харам". И поэтому он сказал: "Выливаем все масло". И к чему это привело?
       Чтобы купить это масло, Мухаммад ибн Сирин продал все и залез в долги. И теперь он потерял все это, вылив масло и оставшись ни с чем. Более того, человек, которому он был должен требовал с него долг. И закончилось этот тем, что Мухаммада ибн Сирина бросили в долговую тюрьму за то, что он не отдал деньги человеку. И Мухаммад ибн Сирин, который прославился своим зухдом, своим аскетизмом, своей богобоязненностью, когда он попал в тюрьму и читал там намаз, относился ко всем хорошо к нему пришел сам начальник тюрьмы, зашел в камеру и сказал: "Мухаммад, клянусь Аллахом, ты свободен. Вечером, когда охрана уходит, ты выходишь из камеры и идешь домой, но утром возвращайся, ты мне нужен здесь для галочки, чтобы все видели, что ты здесь. Вечером же ходи домой, возвращайся к семье, делай что хочешь". Это сказал сам начальник тюрьмы.
       Мухаммад ибн Сирин сказал: "Ля Уаллахи! (Нет, клянусь Аллахом) Потому, что не ты меня сюда посадил, а тот человек, которому я был должен и ты не имеешь права это делать, так попроси же прощения у Аллаха и уходи". Он ушел, и через некоторое время скончался сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Анас бин Малик, который перед смертью в своем завещании попросил, чтобы его тело омыл Мухаммад ибн Сирин и чтобы он его завернул в кафан и прочитал по нему джаназа. И когда Анас бин Малик скончался, в то время Мухаммад ибн Сирин находится в тюрьме. И что делать?
       Люди пошли к халифу, чтобы просить его освобождения Мухаммада ибн Сирина из тюрьмы. Халиф отправился в тюрьму и сказал Мухаммаду ибн Сирину: "Ты свободен. Выйди, чтобы омыть тело Анаса бин Малика, прочитай по нему джаназу и вернешься обратно в тюрьму". И здесь Мухаммад ибн Сирин сказал: "Ля Уаллахи! (Нет, клянусь Аллахом!) Я не выйду отсюда". Халиф спросил: "Почему? Я не могу допустить, чтобы завещание Анаса бин Малика было нарушено". И Мухаммад ибн Сирин сказал: "Не ты даже меня сюда посадил, а мои долги, которые я был должен этому человеку. Отправляйся к нему, и если он разрешит мне, чтобы я вышел отсюда для того, чтобы прочитать джаназа я выйду, клянусь Аллахом, и прочитаю, если же нет, то даже не проси меня выйти". И тот человек, которому должен был Мухаммад ибн Сирин, конечно же разрешил ему выйти. И он отправился молча, ни с кем не разговаривая по дороге, дошел до дома Анаса бин Малика, омыл его тело, завернул в кафан, прочитал джаназа, после этого он развернулся, даже не посмотрев на свою жену и отправился обратно в камеру. Вот это был пример наших праведных предков саляфу ссалих, наших праведных имамов, праведных людей, которые опередили нас в благом и они являются сейчас для нас примером.
       И Мухаммад ибн Сирин был одним из двух крупнейших ученных Басры на то время. Первый из них был Хасан аль Басри. Второй был Мухаммад ибну Сирин, которого отличала кроме всего его нравственность. Он боялся совершить гъибат настолько, что постоянно сторонился от этого. Однажды он разговаривал со своим знакомым и описывая третьего человека сказал: "…этот чернокожий". Если кто-то из нас говорит про выходцев из Африки, то мы не обращаем внимание. Мухаммад ибн Сирин, сказав так, тут же схватил себя за рот и сказал: "Я совершил гъиба на человека. АстагъфируЛлах (Я прошу прощения у Аллаха)". И также говорили, что когда при Ибн Сирине вспоминали кого-то худшими вещами, Ибн Сирин начинал рассказывать про него все самое лучшее, что он знал, для того, чтобы за спиной этого человека не совершалось ничего. И искупление гъиба, которое мы делаем, например, при разговоре двоих братьев про кого-то, и, при совершении одним из них гъиба, в случае, если эти слова не дошли до того, про кого они сказаны, то он обязан сказать своему брату про него все лучшее, что о нем знает, чтобы искупить свои слова. Не обязательно сообщать ему, но главное, чтобы он сообщил про него хорошее. И это является основой.
       И также однажды к Мухаммаду ибн Сирину пришел человек, который начал ему говорить про Хаджаджа бин Юсуфа ас-Сакъафи - одного из самых страшных тиранов в истории Ислама. И он обругал Хаджаджа бин Юсуфа. Понятно, что Хаджадж убил свыше 20 сподвижников и таби'инов, несмотря на то, что он считался мусульманином. И он считал себя мусульманином. Он убил Абдуллу ибн Зубайра, сына Зубайра ибн Аууама - одного из 10 обрадованных Раем при жизни. И что произошло? Человек обругал Хаджаджа бин Юсуфа, который скончался. И Мухаммад ибн Сирин сказал: "Все грехи Хаджаджа бин Юсуфа с убийством сподвижников и таби'инов ты можешь найти на весах своих дел в Судный День, потому, что ты совершил на него гъибат, побойся же Аллаха", - сказал ему Мухаммад ибн Сирин.
       И прежде чем закончить сиру этого выдающегося мусульманина, расскажем еще несколько историй о толковании снов Мухаммадом ибн Сирином. Среди тех вещей, которые толковал Мухаммад ибн Сирин остался тафсир "Уль-ахлям", книга, которая переведена на русский язык, толкование снов. Но в основе своей эта книга является наследием для ученных и не каждый из нас способен ее трактовать, как хочет. Ибо мы видим, что Мухаммад ибн Сирин зачастую трактовал сон не по причине того, что человек видит, а еще по причине того, каков этот человек. И есть известная история, когда к нему пришли два человека, каждый из которых сказал, что видел, как во сне совершает азан. И Мухаммад ибн Сирин сказал первому: "Радуйся, скоро ты совершишь Хаддж", - второму сказал: "Побойся Аллаха, ты вор". Удивительная вещь. Двум людям с одним и тем же сном говорит две разные вещи. Ученик Ибн Сирина сказал: "Почему это учитель?". Мухаммад ибн Сирин сказал: "В первом я видел признаки богобоязненности. И Всевышний Аллах говорит в Коране(смысл): "Соверши же азан, призови людей к Хадджу", - и на основе этого аята он вынес это. "Во втором же я видел признаки, что этот человек фасикъ, что он грешник, нечестивец, а Всевышний Аллах говорит в Коране: "И после этого призвал муадзин говоря: "О, караван, вы воры" Коран, с.12, а.70. И на основании этого Ибн Сирин выносил такие толкования.
       Однажды к Мухаммаду ибн Сирину пришел человек, который сказал: "Мухаммад, я вижу во сне как я чищу зубы мисваком и у меня течет кровь изо рта". Мухаммад сказал: "Побойся Аллаха и не ври". Ученик его опять удивился и сказал: "Учитель почему этот хукм?". Он сказал: "Потому, что Всевышний Аллах говорит в Коране, когда братья Юсуфа пришли с рубашкой на которой была ложная кровь и на основе этого я вынес решение". И на самом деле этот человек сознался и сказал: "Да, ты прав Мухаммад, я лгу".
       Однажды к нему пришел человек, и это является удивительной историей. Этот человек сказал: "Мухаммад, я видел, что я во сне переспал с собственной матерью", - АстагъфируЛлах, видите какой грех человек видит во сне. Мухаммад ибн Сирин ему говорит: "Радуйся, скоро ты совершишь Хаддж". Человек спрашивает: "Почему, о Мухаммад?". Он отвечает: "Потому, что глагол "уатаа" - совершать Джамаа, переспать, он также используется, как в понятии "уатаа би риджлихи" - наступить на землю. То, что ты видел, что ты совершаешь харам во сне - это означает, что ты придешь на землю харама, а то что ты видишь, что ты совершаешь зина со своей матерью, - то ты войдешь в Уммуль Къур'а - Мать всех городов, в Мекку, ни больше ни меньше". Удивительно, да?
       Также приводится история, когда к Мухаммаду ибн Сирину пришла женщина, которая сказала: "Мухаммад, я вижу во сне, что мой муж спал и к нему пришла черная кошка, которая опустила голову ему в живот и что-то съела оттуда, и после этого скрылась. Что это?" Ибн Сирин сказал: "Отправляйтесь на базар, где торгует твой муж. Там возле него должен быть негр, чернокожий. Он своровал у твоего мужа столько-то и столько-то дирхамов из лавки". Она удивилась. Они отправились с полицией, арестовали этого человека и Мухаммад ибн Сирин сказал: "Ты своровал столько-то и столько-то денег". И он сознался. Они спросили: "Как ты узнал?". Он сказал: "Черный цвет указывал понятно на кого. Кошка - это лис, это вор". А почему определенное количество дирхамов? Он это вывел из арабского слова "санур" (кошка), подсчитав какая буква какому числовому значению соответствует в арабском языке и был прав в своем та'уиле, в своем мнении, в своем объяснении сна.
       Также к нему однажды пришел человек, и это является одной из самых удивительных историй. Этот человек сказал: "Мухаммад, каждый день я вижу сон, как будто я, со своей служанкой ем рыбу из одной тарелки". Мухаммад ибн Сирин сказал: "Ты не хочешь позвать меня к себе в гости на ужин?" Он сказал: "Конечно Мухаммад, пойдем ко мне в гости". Они отправились к нему и Мухаммад ибн Сирин сидя за столом увидел эту служанку, она принесла им еду и Мухаммад ибн Сирин, когда она ушла сказал ему: "Слушай, это ведь твоя рабыня? Ты хоть раз с ней спал?" Он сказал: "Нет, посмотри на нее, во-первых она из Африки, во-вторых она здоровая и некрасивая" И Мухаммад ибн Сирин сказал: "Отправляйся сейчас немедленно и переспи с ней, а я тебя подожду здесь в кухне". Удивительно, приказ человека, Ля хауля уа ля къууата илля Билля. Он отправился вместе с ней, дошел до комнаты и оттуда раздался крик: "Мухаммад ибн Сирин!", - позвали его. Он отправился туда, зашел и увидел, как у хозяина дома было удивление на лице. Служанка оказалась мужчиной. А в чем заключалось видение сна? То, что они ели рыбу из одной тарелки - то, что его жена изменяла ему с этим слугою все время, купив его и выдав его за служанку. И Мухаммад ибн Сирин твердо показал на что указывает этот сон, который является ру'йа (видением от Всевышнего Аллаха).
       И среди тех примеров, которые показывал шейх Мухаммад ибн Сирин есть множество удивительных вещей. Шейх Мухаммад прожил долгую жизнь, которую он провел в зухде, аскетизме, он вел себя так, как вели себя сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он видел их и следовал им во всем. Суфьян ибн Уйейна, один из таби'инов, один из ученных, однажды, придя к своим ученикам с гневным лицом, сел с ними и сказал: "Разве не несчастен тот, кто сидел с Анасом бин Маликом, а он слышал самого пророка, разве не несчастен тот, который сидел с тем-то сподвижником, а тот в свою очередь слышал самого Пророка, а после этого этот человек сидит с такими как вы". Это сказал Суфьян ибн Уйнйна своим ученикам, когда их гонял.
       И если из хадисов приходит, что Пророк умер не насытившись даже двух дней подряд от хлеба, который делался из молотого солода, если Пророк не ел белый хлеб, который мы сейчас едим, то сподвижники сказали: "Самый лучший прямой путь - это путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует". Ему было даровано все в этой дунья, но он выбрал зухд, аскетизм и этому же следовали первые поколения праведных ученных, коим был и Мухаммад ибн Сирин.
       Мухаммад ибн Сирин скончался в Басре и незадолго до этого ему было видение во сне. И проснувшись он сказал ученикам: "Скоро умрет Хасан аль-Басри, через столько-то дней. Спустя сто дней скончаюсь я". И это было одно из последних его толкований, то, что он объяснял и все произошло именно так, как он сказал. Через несколько дней умер Хасан аль-Басри и Басра потеряла своего одного из крупнейших имамов и через 100 дней скончался Мухаммад ибн Сирин в возрасте 80 лет и его могила до сих пор известна в Басре.

al-azan.ru

Важность изучения арабского языка в современном мире

 

 

 

Арабы это народы, населяющие Западную Азию и Северную Африку, к ним относятся алжирцы, египтяне, йеменцы, ливанцы, сирийцы, палестинцы и др. Их язык – арабский, относится к семитской ветви афразийской семьи языков. Мы все пользуемся арабскими цифрами, общераспространенными знаками для обозначения чисел.

Изучив арабский язык, человек может не только общаться, у него появляется уникальная возможность читать правильно Коран, рукописи наших прежних ученых, понимать вложенный смысл.
Что такое изучение арабского языка? Изучение арабского языка это не просто знание, каких-либо слов и их же перевода, но и дает возможность получить исламские знания из первоисточника – из книг, написанных на арабском языке, поскольку основные исламские знания, включающие в себя все научные знания и все аспекты бытия, написаны на этом языке.
В Дагестане знание арабского языка особо актуально. Потому что здесь сохранилось, хотя и с невосполнимыми потерями за годы советской власти, великое духовное наследие дагестанских ученых прошлого.
До советского периода арабский язык в Дагестане знали почти все, и в отличии от других здесь население было грамотным и образованным. Почти в каждой семье была своя библиотека, в которой были собраны книги по разным отраслям науки – богословие, юриспруденция, медицина, математика, астрономия и т. д. И эти знания вместе с книгами передавались из поколения в поколение, до печально известных в истории периодов, в которых было сделано все, чтобы уничтожить религиозные и культурные ценности, накопленные в Дагестане с VII века, с момента прихода арабов на эту прекрасную землю. Но, несмотря на это были люди, которые изучали Ислам, прячась в подвалах, и сохранили этим истинные исламские знания.
И слава Всевышнему, который не лишил нас ученых-богословов.
И сегодня знание арабского языка открывает дверь перед, культурой нашего края, познает литературу дагестанцев X-XX вв., многочисленные письма, сочинения по истории, грамматике арабского языка, мусульманскому праву, суфизму, по этике, философии и т. д. Арабский язык имеет глубокие корни в Дагестане

 

Максуд Садиков  
Ректор института теологии и международных отношений, доктор философских наук
– Какие условия существуют для изучения арабского языка в институте теологии?
– Институт теологии в учебном плане выдает максимальное количество часов арабского языка из того, что возможно в пределах стандарта подготовки специалистов.
В институте теологии работает самый лучший контингент по арабскому языку.
Существуют современные, информационные и мультимедийные технологии языкового обучения.
Проводится активная воспитательная работа по стимулированию и развития интереса студентов арабскому языку.

 

– На каком уровне владеют арабским языком ваши студенты?
– Владеют языком общения, т. е. современным языком, имеют практику с языком Корана и религии.

 

– Расскажите немного о наших прежних ученых?
– Большинство все дагестанцев знали арабский язык, не говоря уже о тех великих ученых, к примеру, Мамма Дибир ар-Рочи владел семью языками, Сайфулла-кади Башларов знал около семнадцати языков, а также такие имамы, как Газимагомед, Гамзат-бек, имам Шамиль, Джамалуддин Казикумухский, Магомед Ярагский, Али-Гаджи из Инхо, Абусупьян из Казанища и т. д.
На сегодняшний день многие дагестанцы должны изучать языки, не только арабский, но и английский, немецкий и т. д. А знание арабского языка больше приведет молодежь к Исламу.
В сегодняшнем мире знание любого языка, в частности, арабского – это путь к культуре, экономике, духовности огромного количества народов и государств.

 

Магомедрашид Гасанов  
Замдекана по учебной части, старший преподаватель кафедры арабского языка ДГУ
– Что дает знание арабского языка в современном мире?
– Знание арабского языка это не только перевод, это все в совокупности, знание культуры арабов, их истории, политики и т. д. Это умение общаться с людьми, правильно ориентироваться, в этом есть перспектива, есть разные возможности.

 

– Какие возможности существуют для изучения арабского языка?
– Существуют разные возможности для изучения этого языка, такие как: факультет востоковедения в ДГУ, ДГПУ, исламские институты.
Так же существует лондонский курс арабского языка, доступный для общения, такие как мультимедийные – аудио, видео и традиционные учебники.
Факультет востоковедения ежегодно выпускают 40-45 выпускников.

 

– Как, по-вашему, много ли дагестанцев знают арабский язык, каков их процент?
– В Дагестане немало изучающих арабский язык, на сегодняшний день сказать точную цифру владеющих арабским языком не возможно, интерес к этому языку и число желающих изучить его растет.
А способствует этому не только желание общаться, но и желание уметь правильно читать Коран, поездка в хадж и т. д.

 

– Что для вас значит арабский язык?
– 16 лет я занимаюсь изучением арабского языка и его знание для меня – это возможность понять Коран, узнать культуру арабов, их историю.

 

Николя Саркози:  
«Арабский – язык будущего, науки и умеренности»
Французское правительство настойчиво пропагандирует изучение арабского языка и арабской культуры в школах страны.
Власти стараются всячески снискать расположение увеличивающейся арабской и мусульманской общины, начиная с самого президента Николя Саркози, неустанно превозносящего вклад арабской культуры в мировую цивилизацию.
В начале октября французская Национальная ассамблея стала местом проведения первой конференции, посвященной изучению арабского языка и культуры, вызвавшей значительный интерес в стране. В своем обращении к участникам конференции французский президент назвал арабский «языком будущего, науки и умеренности», выразив надежду на то, что «все больше французов подключатся к изучению языка, который выражает великие ценности цивилизации и культуры».
«Мы должны делать «вложения» в арабский язык, который пришел вместе со старейшими и влиятельнейшими цивилизациями мира. Изучать его значит быть на стороне открытости и терпимости», – сказал Саркози, напомнив, что Ислам является второй религией во Франции из-за огромного количество жителей арабского и мусульманского происхождения.

 

Шамиль Мухидинов  
старший преподаватель кафедры арабского языка ДГПУ  
– Арабский язык в школах России – насущная необходимость. В современном мире арабский язык – один из самых распространенных. Он является также одним из рабочих языков ООН, служит средством общения для 300 миллионов человек планеты.
Современный литературный арабский язык распространен в Саудовской Аравии, Ираке, Кувейте, Бахрейне, Катаре, Омане, ОАЭ, Сирии, Ливане, Иордании, Йемене, Египте, Судане, Ливии, Тунисе, Алжире, Западной Сахаре, Марокко, Мавритании, а также в Палестине, Израиле, Сомали, Джибути и Республике Чад.
Арабский литературный язык объединяет не только арабов, но и всех образованных мусульман, а в современном мире их насчитывается около 1,5 млрд. На арабском языке написана не только Священная Книга мусульман – Коран, но и богатейшая художественная, научная и религиозная литература всего арабского Востока.
Важность изучения арабского языка возросла и с распространением ислама по всему миру.
Если ты мусульманин, то знание арабского языка необходимо тебе для осознанного поклонения Аллаху.
Если ты иного вероисповедания, то арабский необходим для установления межконфессиональных связей, лучшего понимания людей другой веры. Если ты неверующий, но стремишься изучить общечеловеческие ценности, то знание арабского языка поможет понять значимость исламской и арабской цивилизации, восточной мудрости и тем самым расширить твой кругозор. Изучение арабского языка в школах России как иностранного языка является насущной необходимостью не только для мусульман России, но и для всех россиян. Его знание будет способствовать:
– глубокому познанию своей истории, культуры, литературы, религии, духовно-нравственных ценностей;
– укреплению деловых, культурных, экономических, политических, торговых, конфессиональных и других связей России с арабскими и мусульманскими странами;
– появлению новой плеяды ученых-богословов, востоковедов, арабистов, которые обогатят традиции дореволюционных богословов и выдающихся востоковедов советского периода, таких как Б. М. Гранде, В. В. Бартольд, Ф. В. Соловьев, Х. К. Баранов, И. Ю. Крачковский и другие, опиравшихся в своих трудах не только на западные ценности, но и на восточную мудрость;
– духовному возрождению и нравственной чистоте всего общества, стабильному, уважительному отношению между людьми разных национальностей, межрелигиозной толерантности и спокойному решению проблем «отцов и детей»;
– знакомству с богатой художественной, научной и педагогической литературой арабского и мусульманского Востока.
В Дагестане накоплен некоторый положительный опыт преподавания арабского языка в школах. Согласно приказу Министерства образования РД о преподавании арабского языка в школах Дагестана дети могут изучать этот язык по своему желанию. Имеются утвержденные министерством программа и учебники арабского языка, рассчитанные на три года обучения.
Вузы республики также готовят квалифицированных учителей арабского языка.
Сам Аллах называет арабский язык понятным, доступным для человека и облегчающим восприятие информации. Он сказал (смысл): «… Это же – Коран понятный на рарабском языке. Тафсир «Джалал»« (16: 103); а также: «Поистине, Мы облегчили его (Коран) на твоем языке, чтобы они могли понимать» (44: 58).
Многие из наших праведных предшественников говорили о необходимости изучения арабского языка. Сообщается, что ‘Умар бину аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Изучайте арабский язык и обучайте ему других!» Убайа бину Ка’б (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обучайтесь арабскому языку, подобно тому, как вы обучаетесь заучиванию Корана!»
Имам аш-Шафи’и сказал: «Каждый мусульманин должен изучать арабский язык в меру своего усердия, чтобы свидетельствовать на нём, что нет божества, кроме Аллаха Единого, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, чтобы читать на нём Книгу Всевышнего Аллаха, чтобы произносить [слова] поминания, что вменено ему в обязанность из слов возвеличения (такбира), и велено ему из слов прославления (тасбиха), ташаххуда и других слов. Все новое, что он узнает из науки о языке, который Аллах сделал языком того, кто завершил пророчество и на котором ниспослал последнее Писание, пойдёт ему на пользу».
Хафиз аль-Байхакы сказал: «Для людей стало фарзом (обязанностью) изучение арабского языка. Поистине, это относится к коллективным обязанностям (фуруз аль-кифайа), чтобы понимать веления и запреты Всевышнего, Его обещания и угрозы, чтобы понимать то, что разъяснил и сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».

 

Качественный путь – это интеграция обычая говорить на арабском языке, чтобы молодежь изучала его в своих домах и школах, и возвышала, таким образом, знамя Ислама и его последователей.  
Для мусульман это будет облегчением понимания смысла Книги (Корана), сунны и слов предшественников.

 

Асхабали МУРЗАЕВ

 

 

 

Почитаемая мечеть "Куббат ас-Сахра"

Здание мечети "Куббат ас-Сахра" находится в самом центре священной площади и считается одним из самых заметных среди святынь Иерусалима. Мечеть была построена по приказу Абдель Малика бен Мирвана, пятого омейядского халифа, в 688 г. (или в 68 г. хиджры), вокруг священной Скалы, расположенной на плато, возвышающемся над всей запретной территорией. Строительство мечети закончилось в 691 г. (или в 72 г. хиджры). Сначала было построено здание "Куббат ас-Сильсиля" на восточной стороне Скалы, которое стало образцом, моделью. А затем была построена сама мечеть. Халиф Абдель Малик аль-Мирван ставил своей целью при строительстве этой огромной мечети преодолеть благоговение перед церквями Иерусалима, остававшееся в душах мусульман и постепенно принизить ее величием и великолепием влияние таких храмов, как церковь Воскресения Господнего и других, имевшихся в Палестине и в Иерусалиме.

  Мечеть Скалы в середине ее здания имеет квадратную форму. Здание расположено на возвышенности в центре священной запретной территории и облицовано белыми плитами. Оно окружает Скалу у ее подножия, которое люди обычно называют "террасой Скалы". Ее длина с севера на юг составляет 219 локтей (1 локоть=0,75 м) и 223 локтя с востока на запад. Над уровнем площади она приподнята на высоту 12 локтей. Люди поднимаются к ней по лестницам, одну из которых люди называют "Лестница Ад-Дарадж". Наверху каждой из лестниц расположены аркады на мраморных столбах. Эти аркады люди называют "весами", считая, что в Судный день здесь будут установлены Весы Справедливости. Мечеть "Куббат ас-Сахра" окружена девятью лестницами, восемь из которых наверху завершаются аркадами, а девятая не имеет ее.

  Почитаемая мечеть "Куббат ас-Сахра" имеет восьмигранную форму, четыре из граней которой имеют входы в нее. Самый центр мечети находится на вершине Скалы, поднимаясь над полом на высоте полутора метров. Его окружает купол круглой формы, опирающийся на четыре круглых опоры, находящихся на расстоянии 13–18 метров от центра и покрытых мраморными плитами. Между каждыми из опор находятся три цветных мраморных колонны, несущие шестнадцать арок, покрытых белым и черным мрамором. Круглая часть купола покрыта мозаичным орнаментом из веток растений различного цвета, но преобладающие цвета – зеленый, синий и золотой. В здании имеются сегменты в форме раковин. В подкупольной части находится шестнадцать окон, украшенных цветным стеклом внутри и орнаментом из глазированных изразцов снаружи с круглыми проемами.

  Над всем этим возвышаются два купола – внутренний и внешний. Внутренний купол сделан из дерева и покрыт свинцом. Первоначально он был покрыт позолоченной медью. В настоящее время купол покрыт алюминиевой плиткой, анодированной под золото. Расстояние между внешним и внутренним куполами составляет примерно один метр. Диаметр купола – около двадцати метров, а высота над полом – 35 метров. Купол увенчан полумесяцем длиной четыре с половиной метра.

  Между круглой частью здания и внешним центральным восьмигранником находится восьмигранник, состоящий из восьми опор, покрытых мрамором с прожилками, и шестнадцати колонн из цветного мрамора – между каждыми из опор две колонны. Опоры и колонны венчают арки, полностью покрытые изразцами, покрытыми куфическим письмом (из Корана). А между арками находятся деревянные балки, покрытые бронзой и позолоченной резьбой. Внешние стены изнутри покрыты резными мраморными письменами из Корана, украшенные снизу мраморными плитами с прожилками двух цветов – белого и серого, в геометрическом порядке.

Снаружи мрамор покрывает все фронтоны восьмигранника до их середины, а остальная их часть покрыта изразцовой плиткой с растительным орнаментом. На каждом фронтоне семь сводов, в пяти из которых имеются мелкие окошки из цветного стекла, украшенные снаружи глазированными изразцами. Каждая грань из восьми достигает примерно 20-ти метров и возвышается на 12 метров. Нижняя половина каждой грани облицована красивыми белыми мраморными плитами. Верхняя половина облицована глазированными сиими изразцовыми плитками, на которых белым цветом написана Сура "Йа-Син" из Корана. Все это было сделано по приказу султана (турецкого) Сулеймана в 1615 г.

  Две галереи – среднюю и внешнюю горизонтальную – украшают деревянные потолки с резным орнаментом и с деревянными сводами, самый верхний из которых опирается на основание купола, наклоняясь в сторону восьмигранника. Ранее своды были покрыты свинцовыми пластинами, а сейчас они покрыты алюминиевыми пластинами, анодированными под серебро. Основание купола снаружи покрыто изразцовыми плитками с орнаментом, а на самом верху имеется Сура из Корана "Аль-Исра" ("Перенес ночью"). Эта надпись из изразцовых плиток относится к ранней эпохе мечети "Куббат ас-Сахра", к XV веку. До этого основание купола было покрыто плитками с растительным орнаментом. Общее количество колонн в здании мечети – 40 колонн.

  В мечеть ведут четыре большие внешних двойных двери, изготовленных из дерева и покрытых медными пластинами. Каждая из них имеет свое название: "дверь Дауда" (или "дверь Исрафила"), "дверь аль-Джанна" ("Райские ворота"), "дверь Аль-Акса" (дверь мечети "Аль-Акса") и "дверь Аль-Гарбий" ("Западная дверь"), ведущих в запретную территорию.

  Человек, входящий в здание мечети через любые из четырех дверей, может видеть внутри все опоры и колонны, которые появляются перед ним сразу, ничем не закрываемые.

  Общая площадь мозаики, которая покрывает изнутри различные детали интерьера мечети Скалы, достигает 1200 кв. м. В рисунках и орнаментах, украшающих мечеть, отсутствуют изображения человека и животных в соответствии с пооложениями Ислама. Взамен их использованы естественные формы, сложные традиционные орнаменты, что дает место для блеска и великолепия, пробуждая в душе человека чувства спокойствия, умиротворения и созерцательности.

  В мечети Скалы имеется 56 окон, сорок из которых пропускают свет, а остальные шестнадцать нет, и над этими последними окнами расположены айяты (стихи) из Корана.

"Ас-Сахра" (Скала):

 Под куполом в центре мечети находится сама Скала, представляющая собой огромную бесформенную глыбу камня длиной (с севера на юг) 17,7 метра и шириной (с востока на запад) 13,5 метров. Наивысшая точка скалы поднимается на высоту около полутора метров над полом мечети. Скалу окружают деревянные резные и лакированные перила, возле которых находится место для моления женщин, куда ведут четыре входа. Это место отделено от места моления мужчин железной решеткой, которую поставили крестоносцы.

"Аль-Магара" (Пещера);

Под Скалой находится пещера, в которую спускаются по лесенке в одиннадцать ступеней со стороны киблы. Форма пещеры почти квадратная, ее длина 4,5 метра и высота 3 метра. В ее потолке имеется дыра диаметром около метра. Возле входа в нее находится небольшая мраморная арка, опирающаяся на две колонны. Внутри пещеры – две алтарные ниши, указывающие в сторону киблы, украшенные двумя мраморными столбами каждая. У правой ниши находится каменный выступ, называемый "Макам аль-Хыдр" (место пророка Илии), а у левой такой же выступ называется "Баб аль-Халиль" (ворота аль-Халиль). Пол пещеры вымощен мрамором.

  Многие исследователи сходятся в оценке здания мечети "Куббат ас-Сахра" как одного из красивейших чудес, свидетельствующего о величии, славе и богатстве, которых достигли арабы. Эта мечеть является важнейшим и по своему времени новейшим из наследия эпохи Омейядов, а также одним из старейших памятников исламской архитектуры. Многие специалисты и интересующиеся архитектурой люди с высокой похвалой указывали на ее красоту, великолепие и мастерство строителей. Капитан Крузвел, который был профессором архитектуры в Каирском университете, говорил, что "Куббат ас-Сахра" имеет огромное значение в истории исламской архитектуры. Она ослепляет своими формами, великолепием, очарованием, гармоничностью и точностью пропорций каждого ученого и исследователя, пытающегося изучать ее". И он добавил: "Ценность мечети заключается не только в том впечатлении, которое она оставляет в памяти, но и в том, что она является важнейшим и удивительным зданием, построенным человеком… Это величайшее здание, привлекающее к себе внимание… Она вызывает благоговение своей красотой, превосходящей фантазию человека".

Сохранение мечети "Куббат ас-Сахра" на протяжении истории:

  Мечеть "Куббат ас-Сахра" не могла бы оставаться такой, как сейчас, если бы не забота и внимание по отношению к ней со дня ее возведения до нынешнего дня. Естественно, что за эти столетия некоторые части ее конструкции ослабевали, нарушались элементы ее декора под воздействием времени, землетрясений и других природных факторов. В период правления аббасидского халифа Аль-Маамуна в 831 г. (или в 216 г. хиджры) были отремонтированы некоторые части мечети. В 1022 г. (или в 413 г. хиджры) во времена фатимидского халифата был произведен ремонт и обновление купола мечети, часть которого обвалилась в результате землетрясения. В 1099 г. (или в 492 г. хиджры) Иерусалим был захвачен крестоносцами, которые превратили мечеть "Куббат ас-Сахра" в церковь. После того, как Салах ад-Дин (Саладдин), айюбидский халиф, отвоевал Иерусалим, он приказал провести необходимые ремонтные работы и уничтожить все последствия пребывания крестоносцев. Имам Аль-Малик также уделял большое внимание ремонту и реконструкции мечети "Куббат ас-Сахра".

  Аз-Загер Бейбарс в 1262 г. (или в 661 г. хиджры) обновил мечеть "Куббат ас-Сахра" и купол "Ас-Сильсиля". Правитель Ан-Насер Мухаммед бен Каляун позолотил купол мечети изнутри и реставрировал свинцовые пластины в 1318 г. (или в 718 г. хиджры). Что касается правителя по имени Аль-Ашраф Катибай, то он обил медью вход в мечеть с западной стороны в 1467 г. (или в 872 г. хиджры). В период господства Османской империи были проведены самые значительные ремонтные работы в мечети, особенно во время султана Сулеймана I (Сулеймана-"Законника"), который в 1542 г. отремонтировал "Куббат ас-Сахра" и вновь замостил ее.

islaminkbr.narod.ru

Женщины в истории ислама

 

 

 

Данная статья дает исторический обзор, который может быть полезен всем, кто интересуется творчеством мусульманских писательниц, тем, кто сомневается в их существовании и тем, кто защищает их, говоря что «они были всегда, о них просто не знают». Мы попытались дать ответ на вопрос «Сыграли ли женщины свою роль в истории ислама?», поскольку именно он является ключевым для понимания перспектив воспитания современной мусульманки.

Начало дискуссии о женщинах в исламском мире, которая сводится к ответу на вопрос «Сыграли ли женщины свою роль в истории ислама?», пришлось на время, когда Запад наносил нам поражение за поражением, и мы уже начали сомневаться сами в себе.

Что же говорили ориенталисты? «Ислам угнетает женщину. В этом заключается причина отсталости мусульманских обществ». Лейла Ахмед, профессор по исследованию проблем женщин и религии в Гарвардском университете, утверждает, что все работы ученых-востоковедов сводятся именно к такому выводу.

Другими словами, если посмотреть на вопрос глазами востоковедов, вырисовывается следующая картина: мусульманки не сделали никакого вклада в историю, их либо продавали на невольнических рынках или держали в гаремах в качестве сексуальных объектов.

Если смотреть с точки зрения Запада, Восток, особенно исламский мир, был огромным гаремом. Конечно, существуют определенные причины того, почему Запад придерживался таких взглядов на образ мусульманской женщины. Когда происходило становление европейских ценностей, Восток, в частности исламский мир, был избран в качестве примера обратного.

Европе был необходим негативный образ Востока. Его построили с помощью стереотипа об угнетенной и обездоленной женщине. Еще в «Персидских письмах» Монтескье, в философском романе, написанном в XVIII веке, звучала критика социальной несправедливости и произвола властей через описания жизни в гареме.

Ответы на заблуждения ориенталистов

Образ безвольной и угнетенной мусульманки укреплялся в умах европейцев в XIX веке, то есть тогда, когда происходило формирование британской и французской империй. Иными словами, существует прямая связь между этим образом и империализмом, а также узакониванием империализма, которое происходит и поныне.

Когда в 21 веке Америка пытается оправдать вторжение в Афганистан и Ирак, она эксплуатирует стереотип «угнетенной женщины в никабе». Эти шаблонные представления ориенталистов влияют и на представление мусульман о самих себе, и они пытаются смириться с проигрышем перед Западом. Мы миримся с этим образом, преломленным через их видение, и до сих пор не отказались от навязанной нам оборонительной позиции.

Так играли ли женщины роль в исламской истории? Отвечая на этот вопрос, не следует забывать, что их роль объяснялась и измерялась другими мерками.

Книги по истории обычно не брали в расчет жизнь простых людей, история пишется исключительно с учетом великих событий и войн, но существуют иные формы регистрации исторических событий, такие как изучение микроистории и хроник.

Например, исламская историческая традиция всегда с особой тщательностью относилась к подтверждению достоверности хадисов, особое внимание уделялось воспоминаниям о жизни последователей и собиранию хадисов. В биографиях, рассказах о жизни последователей и сборниках хадисов женские имена всегда стояли рядом с мужскими.

Всякий раз, когда возникает необходимость подтвердить присутствие женщин в исламской истории – для того чтобы ответить на западные стереотипы или найти примеры в нашей собственной истории периода модернизации – мы обнаруживаем, что имена женщин встречаются в особых женских биографиях и энциклопедиях.

Известный знаток хадисов Сюйюти (Süyuti) упоминает, что его учителями были более десятка женщин. Говоря об этом, он никак не дает понять, что в этом было что-то странное, не пытается произвести на читателя впечатление тем, что исламский ученый может учиться у женщины. Это означает, что присутствие женщин в данной области не было редким явлением. А также то, что «женская» проблема тогда еще не была актуальна.

Понятие «женщина» в центре модернизации и цивилизации

С другой стороны, женщина и женская «проблема» заняли одно из главных мест в дебатах, проходивших в Османском государстве, когда оно проходила через различные стадии модернизации. «Женский вопрос» горячо обсуждался во время дискуссий о модернизации и цивилизации. Новому обществу была нужна новая женщина, а новой женщине требовалось новое образование.

В традиционном Османском государстве женщина имела разностороннее, но неофициальное образование, удовлетворявшее требованиям того времени. В эпоху до индустриализации женщина, также как и мужчина, получала образование по схеме «от учителя к ученику».

Поскольку модернизация осуществлялась через западные институты, образование стало одной из ее главных опор. Осознавая, что полета с одним крылом быть не может, турецкие интеллектуалы придавали большое значение образованию женщины.

Министерство образования понимало, что рассказы об успешных западных женщинах недостаточно убедительны для молодых мусульманских девушек, хотя они изучают западные языки и обычаи, поэтому необходимо приводить реальные исторические примеры. Это было важно по двум причинам:

Во-первых, в мире, где существует разделение на «цивилизованный» и «варварский», иными словами, «европейский» и «остальной», для того, чтобы попасть в список цивилизованных стран, нужно было продемонстрировать свое отличие от «варварских» африканских племен, свое историческое наследие.

Во-вторых, несмотря на модернизацию, мы хотели оставаться собой. Чтобы оставаться собой, нам нужно было знать, какую роль играли наши бабушки, как они жили, и учиться на их примерах.

Именно этими соображениями руководствовалась первая женщина-писательница в османском и исламском мире, когда упомянула имена женщин из исламской истории, назвав их «предшественницами» и «выдающимися женщинами».

Чтобы выступать за права женщин, нет необходимости подражать европейкам. В одной из своих статей она призывала брать за образец для подражания наших собственных предшественниц, а не европейские «синие чулки». «Нам не нужно считать их примером для подражания, пытаться походить на них… Мы должны быть последовательницами знаменитых женщин в исламе».

С одной стороны, мы хотим найти предшественниц, живших в тот период. С другой стороны, мы пытаемся отразить на бумаге жизнь наших современниц, которые могут быть примером образованной современной женщины. В этом отношении книга Ахмета Митхат Эфенди под названием «Происхождение турецких писателей», которая содержит жизнеописание Фатмы Алие, стала первой в своем роде и по форме и по содержанию.

Вообщем, попытка найти наших предшественниц в истории начинается с ответа на стереотипное утверждение о том «что в истории ислама не было женщин». Однако, ответив на него, мы должны узнать, кто были наши исторические предшественницы.

О человеке можно судить по тому, какой след он оставил в жизни. Это единственный способ понять, какими приоритетами и ценностями руководствовались эти женщины. Нам необходимо знать имена женщин, сыгравших роль в нашей истории, прежде чем они станут достоянием чисто «женской истории».

По материалам worldbulletin.net
Перевод "Ислам для всех"