1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Только для женщин

"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…

"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…

Порой,  начитавшись  некоторых блогерш,  пишущих на женские темы, такая тоска бе…

Read More...

12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…

12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…

Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…

Read More...

«Модный» хиджаб?…

«Модный» хиджаб?…

Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…

Read More...

Всегда ли место женщины на кухне?…

Всегда ли место женщины на кухне?…

В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором

Read More...

Дом и работа. Как все успеть?…

Дом и работа. Как все успеть?…

Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…

Read More...

Prev
Next
  • 1
  • 2

Проблемы и их решения

"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…

"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…

Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…

Read More...

5 способов как разрушить свой брак…

5 способов как разрушить свой брак…

Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…

Read More...

Берегите друзей…

Берегите друзей…

      Спасибо вам за этот единственный в своем роде сайт, который я давно…

Read More...

Берлинская телестена в семье…

Берлинская телестена в семье…

Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…

Read More...

Виртуальные мусульмане…

Виртуальные мусульмане…

      На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…

Read More...

Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…

Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…

      Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…

Read More...

Prev
Next
  • 1
  • 2

Брак Роль мужа и жены в нем

Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...

Семья в Исламе

 

 

 

Нетни одного человека на Земле, в жизни которого не существовала бы семья.С детства мы окружены внимательными и добрыми родителями, а вырастая,ищем себе любящую и верную вторую половину, появляются дети… Здесь мырассмотрим, какую роль играет этот феномен в Исламе, что представляетиз себя настоящая мусульманская семья, какие отношения складываютсямежду супругами и какими правилами они регулируются.

Начнемс того, что мусульманская семья окружена предрассудками. То, что вИсламе разрешена полигамия, то, что женщина носит одежду, полностьюскрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты вее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со сторонынемусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правиламисовременной жизни. Чтобы опровергнуть эти домыслы, стоит заглянуть "заширму" мусульманской семьи, и тогда мы увидим, что в действительности вней супруги делятвсе поровну.

Что говорится в Коране по поводу брака
Бракв Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной иженщиной. Действительно, Аллах (субхамаху ва тааля) в Коране говорит:

"O, люди! Будьте ответственны перед Богом вашим,
Который произвел вас от одного-единственного человека,
И от него Он произвел жену его,
И от них обоих произошло много людей;
Бойтесь Аллаха и того, с кем Он связал вас взаимными правами;
Не прерывайте родственных отношений.

(Коран, 4:1)

Пророк Мухаммед , описывая сходство между мужчиной и женщиной, сказал:

"Женщины и мужчины - словно дети-двойняшки. "

Вдругой суре нам напоминают, что мужчины и женщины существуют неслучайно, а их естественное влечение друг к другу - не простосовпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимнуюпривязанность в сердцах супружеской пары, как великое напоминание оСебе:

"И среди Его знаков - то,
Что Он создал для вас жен из вашего же окружения,
Чтобы вы находили в них любовь и утешение,
И посеял между вами симпатию и привязанность.
Истинно, в этом Знак для людей мыслящих."

(Коран, 30:21)

Ссамых истоков Ислама Мусульманам внушалось, что брачные отношения - этоисточник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчинпоощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится и вКоране, и в высказываниях Пророка Мухаммада . В Коране сказано:

"Живите со своими женами в мире и согласии,
Так как если вы их невзлюбите,
Вы отвернетесь от источника радости и наслаждения,
Предоставленного вам Аллахом."

(Коран, 4:19)

Пророк Мухаммед говорил:

"Лучший из вас тот, кто является образцовым для своей семьи (жены), как я являюсь для своей."

Отношение современной молодежи к браку
Современнаямолодежь выражает самые разнообразные мнения по поводу брака - каждыйиз нас понимает, насколько ответственен этот шаг. В странах Европы,включая территорию бывшего Советского Союза, сложилась даже устойчиваятенденция предпочтения семейным так называемые "временные отношения",не зафиксированные документально. Иногда такие отношения по истечениюнекоторого времени все же переходят в брак, но и нередки случаиобратного. Немногие понимают, что, избегая ответственности, они лишаютсебя семейного тепла и уюта, стремление к которому заложено глубоко вдуше каждого из нас.

СамБог благословил семейный союз, и правильно построенная семья становитсядля человека источником счастья и душевного комфорта. Даже самыйотпетый хулиган, оставаясь один на один с собой, мечтает о близкомчеловеке, любящей и верной жене, которая бы понимала его, разделяла егогорести и радости. Поэтому необходимо с ранних лет воспитывать вчеловеке наравне с честностью, чувством долга и обязательностьюстремление создать хорошую семью и стать добрым, понимающим родителем.

ДокторАиша Хамдан много лет изучала вопросы семьи и брака. Теперь онастремится помочь молодым мусульманам, задающим себе вопрос: "С чего начать?"
Вовсе времена люди создавали правила, регулирующие ту или иную область ихжизни. Это необходимо для того, чтобы защитить слабых от посягательствана их имущество и от злоупотребления их правами. В Шариате существуетсистема законов, касающихся всевозможных сторон семейных отношений.

Принципы построения брачных отношений
Слингвистической точки зрения "брак" (по-арабски "ан-никах") имеет двазначения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Сказал Абу Алиал-Кали: "Используя данное слово, арабы вкладывают в него различныйсмысл. Так, если говорят: "Никаха фуляна бинт фуляна", то имеют в виду,что некто женился на такой-то. А если говорят: "Никах имраатуху авзавджатаху", то имеют в виду только "совокупление", "половой акт",имевший место между мужчиной и женщиной.

Слово "ан-никах" в Шариате означает "заключениедоговора между мужчиной и женщиной для удовлетворения друг друга,создания хорошей семьи и формирования здорового союза."
Исходяиз этого, мы делаем вывод о том, что смысл заключения брачного договорасводится не просто к получению "взаимного удовольствия", но ещеозначает и "создание хороших, крепких семей, а в целом здоровогообщества". Однако, в зависимости от конкретных условий, одно иззначений может быть преобладающим.

Брак(ан-никах) в своем истинном смысле - неотъемлемое право каждого,имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачныеотношения.
Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, в Священном Коране говорится:

"Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство."

(Коран, 13:38)

Пророк Мухаммед , женился и сказал:

"Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот - не мусульманин."

Поэтомуученые говорят: "Брак при наличии сильного желания - лучшедополнительных молитв". При этом имеются в виду те положительныепоследствия брака, о которых, если Аллаху будет угодно, речь пойдетниже.

Внекоторых случаях, когда мужчина испытывает сильное половое влечение иопасается впасть в грех, если не женится, он должен вступить в брак,чтобы остаться добродетельным и предохранить себя от греха. Пророк сказал:

"Оюноши! Тот, кто способен к половым сношениям, должен жениться. Этоприбавляет ума и радости. А кто не способен, тот должен поститься. Пост- уничтожение похоти."

Принциппостроения брачных отношений в Исламе несколько отличен от подобныхпринципов в других религиях и культурах. Для немусульманских читателей,вероятно, будет в новинку понятие брачный договор, заключение которого обязательно происходит при создании новой семьи.

Юноши-мусульмане хорошо знают...
Какой,на наш взгляд, должна быть настоящая мусульманка? Милая, добрая,хорошая... Именно так представляет себе будущую супругу юноша, которомувскоре предстоит стать главой нового семейства. Внимательная, щедрая,отзывчивая... Ислам издавна славился воспитанием своих дочерей -родители с детства внушают девушкам скромность и ответственность. Детина примере родителей учатся строить отношения с противоположным полом.Можно сказать, что в Исламе семья - это культ.

Поэтому юноши-мусульмане хорошо знают черты девушки, которую следует брать в жены.

Развод
Едвадостигнув брачного возраста, будущая женщина уже морально готова статьхорошей матерью; вот почему в Исламе проблема ранних браков не являетсятрагедией. Этому способствуют и строгие правила, касающиеся развода.Последний далеко не поощряется исламским обществом, к нему прибегаюттолько в самых крайних случаях. В результате распада семьи страдаютдети, которые лишаются возможности часто общаться с одним из родителей;страдают также и женщины, остающиеся без материальной поддержки (таккак, как мы уже знаем, все основные обязанности по содержанию семьилежат на мужчине-мусульманине). Поэтому нам стоит разобраться, чем же вдействительности в Исламе является развод.

Секрет неугасающей силы законов Ислама
Ноженщинам нечего боятся. Мусульманами неукоснительно соблюдаются всепредписания, касающиеся брака. "Почему?" - спросите вы, "Ведь законыниспосланы сотни лет назад, а сегодняшняя жизнь так изменилась..."Здесь стоит заметить, что хотя эти правила известны уже почти полторатысячелетия, они, тем не менее, могут быть с успехом применимы и всовременных ситуациях. Коран - книга, которая охватывает все областижизнедеятельности людей для всех времен, независимо от расы,национальности или культуры. Поэтому мусульмане свято верят внеобходимость ниспосланных для них законов, их изучают, понимают иследуют им.

Так в чем же состоит секрет неугасающей силы этих законов?Прежде чем приступить к раскрытию данного вопроса, мы должны твердоусвоить, что все положения Шариата имеют мудрый смысл и все ониуместны. В них нет ничего случайного или неразумного, так как они отМудрого, Сведущего.
Однако весь ли мудрый смысл известен человеку?Ведь человек имеет ограниченные знания, он обладает несовершенным умом,который не может знать все. Всевышний Аллах сказал:

"Даровано вам знания только немного"

(Коран, 17:85)

Такимобразом, мы должны с удовлетворением воспринимать предписания Шариата,ниспосланные Аллахом для своих рабов, независимо от того, знаем мы ихмудрый смысл или нет. Ведь даже если мы и не знаем их смысла, это вовсене значит, что его в них нет. На самом деле это означает ограниченностьнашего ума в понимании мудрости этих предписаний.

Ограничения предусмотренные в браке
Теперьперейдем к теме запретов и ограничений в браке. Естественно, Шариатимеет положения и насчет этого. Речь пойдет о допустимом количестве жени отношениях в полигамной семье. Не секрет, что во многих культурах кполигамии относятся крайне отрицательно, считая ее унизительнымпережитком прошлого. Поэтому давайте рассмотрим этот вопроспоподробнее.
Но будем последовательны. Сначала - о запретах. Они, в основном, касаются правил вступления в брак и недопустимости кровосмесительства.

Полигамия
Истоки возникновения многоженства сводятся к временам Пророка Мухаммада ,когда войны были настолько нередки, что женщины зачастую оставалисьвдовами, не успев прожить с супругом и нескольких месяцев. Образовалосьогромное количество вдов и детей, которым необходимо было приобрестиновую семью. Отсюда и пошел принцип полигамии: мужчинам разрешалосьиметь до четырех жен, чтобы таким образом восстановить равновесие вобществе. Но при этом мужчина должен был относиться ко всем женамабсолютно одинаково, чтобы не обидеть несправедливостью ни одну из них.Если же он опасался, что не сможет обходиться со всеми женами одинаковозаботливо, внимательно, или, тем более, прокормить их всех вместе сдетьми, удовлетворив все материальные запросы, он должен был женитьсяна одной. В настоящее время случаи полигамии в странах Ислама практически не встречаются.

Нона этом перечень тем, подлежащих рассмотрению и обсуждению с Вами,дорогие наши читатели, не исчерпывается. Наш сайт периодическиразвивается и дополняется, и мы с нетерпением ждем ваших отзывов иновых идей.

 

 

 

Ищешь ли ты счастье?

Счастье – это искомая, желанная цель, к которой стремятся все живущие на Земле.

Предпринимались многие попытки найти счастье и избежать горя со стороны мыслителей, философов, врачей и т.д. Однако действительность показала, что предложенные решения приводят лишь к достижению временного, неполного, виртуального счастья, похожего на наркотик, употребляемый наркоманами. Пока действует наркотик, он испытывает экстаз и удовольствие, но когда его действие заканчивается, то возвращается грусть и разочарование во много раз большее.

Слова, лежащие перед тобой, могут привести тебя к Величайшему счастью и призывают тебя к настоящему душевному покою и удовлетворению. Но прежде, чем ты продолжишь чтение, я хочу, чтобы ты обратился к себе, постарался открыть своё сердце и заострить ум. Ведь умён тот, кто ищет истину, от кого бы она ни исходила.

 

Истина, которую не может отвергнуть ни один человек - беспристрастна.

 

Постоянное, непрекращающееся счастье невозможно без веры в Бога, который сотворил все сущее, и без следования Его руководству. Потому что Тот, который создал человека, знает, что принесет ему счастье и что принесет горе, что принесет пользу и что повредит ему. Многие психологи утверждают, что только верующий человек живет в счастии и спокойствии.

Если же вера в Бога приносит счастье, то как прийти к ней? Ведь есть много разных религий, различных убеждений, изучающий их заметит коренные различия между ними. В то же время невозможно, чтобы все они были истинными. Какая же из них правильная? Какие же вероубеждения угодны Богу, чтобы мы исповедовали их? Какая же из них гарантирует нам счастье в этой жизни и в будущем?

 

Прежде, чем ответить на этот вопрос, человеку необходимо задуматься, используя свою логику, с помощью которой он сможет выбрать правильную религию. Несомненно, что каждый человек живет, придерживаясь какой-нибудь религии, хотя бы формально. Но его религия может быть не истинной, несмотря на то, что её придерживаются разумные люди, его мать, отец, всё общество, если нет определённых истинных, убеждающих доказательств, которые удовлетворяли бы разум и приводили к твёрдой вере.

 

Если разум это то, что отличает человека от животного, то его обладатель должен воспользоваться им для разрешения этой проблемы, потому что эта проблема самая серъёзная и важная для всех.

Возможно, краткий экскурс в мир религий и ознакомление с их догмами был бы правильным способом получения правильного ответа. Но, желая сэкономить твои силы и твоё время, я сообщаю тебе от всего сердца, полного сочувствия и доверия: – сколько бы ты не искал, никогда не постигнешь ты истины, кроме как поняв, что она одна и это - Ислам, а Счастье находится в Исламе.

Но прежде, чем ты поспешишь отказаться и прекратишь чтение, хочу заметить тебе, что если ты продолжишь читать, то это никоим образом не повредит тебе, напротив, возможно, ты получишь пользу от этого. Ведь ты обладатель разума, с помощью которого можешь отличить правду от лжи, а истину от заблуждения.

Но почему же Ислам?

 

Это хороший и важный вопрос, а задающий его является разумным человеком со светлыми мыслями. Ответ на этот вопрос – в религии Ислам объединены отличительные особенности, являющиеся достаточными доказательствами её истинности и того, что эта религия ниспослана Всевышним, и которые не присущи другим религиям. Ты сможешь убедиться в том, что это правда, не торопясь и вдумчиво знакомясь с Исламом.

 

Отличительных черт Ислама настолько много, что было бы тяжело перечислить их в нескольких словах, но попробуем описать наиболее важные моменты. Постарайся вдуматься хорошенько!

 

Во-первых, - Ислам удовлетворяет духовную сторону жизни мусульманина, обеспечивая постоянную связь с его Господом, а это отражается на нём в душевном успокоении, ограждении от беспокойства, стрессов и неуверенности.

 

Во-вторых, - Ислам постоянно согласуется с разумом человека. Все его законы и устои положительно воспринимаются разумом. Так же, не существует противоречий и разногласий между ними. Поэтому, когда один человек принял Ислам, его спросили: - Почему ты принял Ислам? Он ответил: - Нет в Исламе никакого такого повеления, на что бы разум ответил: - О, если бы этого не было приказано! И не запретил ничего такого, на что разум ответил бы: - О, если бы это не было запрещено! Если в других религиях трудно воспринять многое из их уставов, а разум застывает перед их догмами, отказываясь сдаваться им, то в Исламе мы найдем уважительное отношение к разуму и побуждение к размышлениям, осуждение невежества и осуждение слепого фанатизма.

 

В-третьих, - Ислам совмещает религию с мирской жизнью, заботится как о душе, так и о теле, не желает, чтобы придерживающийся Ислама отделился от всех людей и отказался от всех радостей жизни.

 

Наоборот, в Исламе, человек может находиться на самой высокой степени религиозности, но в то же время активно участвовать в деловой жизни, получая лучшие результаты, достигая высоких должностей и добиваясь высших дипломов.

 

В-четвертых, – это всеобъемлющая религия, упорядочивающая все стороны жизни мусульманина, для каждой проблемы в Исламе есть исчерпывающее решение. Поэтому принять Ислам и исполнять его требования – реально в любом месте и в любое время.

 

Так почему же не может быть, что Ислам основал и упорядочил адекватные законы, начиная с закона о дорогах, того, как справлять нужду, как принимать пищу и питьё до того, как управлять государством, налаживать отношения с другими нациями и государствами, объясняет законы купли-продажи, аренды, земледелия, регулирует семейные отношения, общественные отношения и судопроизводство?! Все это настолько подробно и точно, что разум замирает перед ним с удивлением.

Знай, что Ислам объясняет мусульманину даже такие вещи, как одевать обувь и снимать ее, побуждает мусульманина использовать правую руку при приеме пищи и питья, приветствии и передаче предметов. А что касается неприятных и грязных дел, как отправления нужды, к примеру, то в этом случае надо использовать левую руку. Ислам прекрасным образом учит, как надо спать и как просыпаться, существует упорядоченная форма приветствия – ездок должен первым приветствовать пешехода, младший старшего, а меньшая группа должна приветствовать большую с пожеланием мира.

 

Это лишь малая часть всеобъемлющих законов ислама, которые упорядочивают все стороны жизни.

 

В-пятых, - во всех законах реализуется добро для человека и защита его от вреда. Польза же от исполнения законов Ислама возвращается к самому человеку. Например, Ислам запретил употребление вина и наркотиков, потому что в них большой вред для разума и здоровья, и ты видишь, в каком состоянии бывает пьяный человек: он больше похож на нечеловека, чем на человека. Можно было бы избежать многих несчастий, как разводов, насилия над женщинами, которые случаются, таких преступлений, как убийства и организованная преступность если бы не эти удалители разума. Также Ислам запретил внебрачные половые отношения, чтобы человек сохранился от венерических и других заболеваний, как СПИД, сифилис, герпес и др., а также, это ограждает общество от безнравственности, появления поколения незаконнорожденных детей, лишенных материнской нежности и отцовского воспитания.

 

С другой стороны, Ислам разрешил любой полезный напиток и разрешил половые отношения путем заключения брака и создания счастливой семьи.

 

Ислам не пришёл, чтобы лишить человека свободы и желаний, но чтобы урегулировать их и упорядочить, а польза от этого возвращается к человеку и ко всему обществу.

 

В-шестых, - к наиболее ярким сторонам Ислама относится то, что он заботится о достоинствах, высокой нравственности и запрещает всякую несправедливость, вражду и любой отвратительный нрав.

 

Ислам - это религия любви, объединения и милости. Он упорядочил отношения человека с родителями, родственниками, соседями и всеми людьми. Он научил человека тонкостям этики, с помощью которых улучшается чистота и счастье этой жизни.

 

Ислам запретил своим последователям, чтобы каждый жил сам для себя, однако он воспитывает их в духе взаимопомощи и бескорыстия. Бедный, сирота, старик и вдова – у всех у них есть в Исламе права. Мусульманин не должен относится к этому как к второстепенному делу, а тот, кто дает людям то, на что они имеют право, не должен вызывать у них чувства, что он делает им одолжение или любезность, так как это входит в его обязанности.

 

В Исламе к большим грехам относится то, когда человек засыпает сытым, зная, что его сосед голоден. Также Ислам запрещает разговаривать двоим шепотом, когда третий человек сидит рядом с ними, из уважения к нему.

 

Более того, Ислам обязал милостиво относиться к животным и запретил причинять им вред. Он запретил резать животного в присутствии другого животного или точить нож перед ним, чтобы не убивать его два раза. Действительно, правдивость и доверие, храбрость и щедрость, стыдливость, выполнение обещаний и высокая нравственность – ко всему этому Ислам побуждал очень много, так же, как и к благодеянию по отношению к родителям, поддерживанию родственных связей, доброму соседствованию, посещению больных, участию в похоронах – это та этика, к которой призывает Ислам и делает её для своих последователей обязательной.

 

С другой стороны, Ислам категорически запретил тиранию, ложь, высокомерие, зависть, издевательства над другими, оскорбления и предательство. Не разрешается в Исламе говорить про другого человека плохо за его спиной, даже если это правда.

 

В то время, как многие общества страдают от черствости, произвола денег и победы эгоизма, мы найдем в Исламе эффективное лечение всех этих болезней.

 

Затем, если все предыдущие слова дали тебе краткое представление об Исламе и описали тебе некоторые его характеристики, то уместно будет упомянуть, что Ислам - ясная религия и всем легко понять ее, религия, которая не закрывает двери перед тем, кто хочет ее понять. Обьяснить все исламские законы в нескольких словах тяжело. Но краткое ознакомление с некоторыми принципами даст ясную картину тому, кто хочет ознакомиться с ними.

 

Исламская религия содержит много законов и вероубеждений, все они очень важны, но некоторые из них важнее, чем остальные. Основы Ислама и важнейшие его убеждения состоят из шести пунктов:

 

1. Вера в единого Бога, без придания Ему сотоварищей.

 

Это означает что человек должен верить, что Бог – один. Он – Создатель Вселенной и Он - Единственный, кто исполняет его желания. Если это так, то поклонение должно быть посвящено только Ему одному.

 

Поклонение – это действие в соответствии с Исламом и убеждением, что все другие религии неправильные. Это вера в то, что у Аллаха великие качества, Он не похож ни на одного из своих созданий, ни по сущности, ни по качествам.

 

2. Вера в ангелов. Ангелы - создания Аллаха, которых мы не видим в этом мире. Они занимаются поклонением и служением Ему, никогда не выступают против Него. Всевышний Аллах обязал их заниматься многими важными делами Вселенной. Например: ангел Джибриль (Гавриил) (Мир ему) – в его обязанности входит передача откровений Аллаха, (т.е. Его речи) пророкам. Ангел Микаил (Мир ему) ответственен за природные процессы, такие как дождь, снег и т.п. Также, есть ангелы, уполномоченные считать и записывать дела людей, за которые в Судный День люди будут отчитываться. Ангелы занимаются и другими делами. Необходимо иметь убеждение, что эти уважаемые ангелы выполняют приказы Аллаха и делают только то, что Он пожелает.

 

3. Вера в книги. Верующий должен быть убеждён, что Аллах ниспослал пророкам их книги, которые являются Его речью, в них счастье для людей и разьяснение того, что любит Аллах и что ненавидит. Ангел Джибриль (Мир ему) - тот который передает послание Аллаха и Его речь пророку. В свою очередь, пророк обязан довести это послание до людей. Этих книг много. Из их числа: Тора, ниспосланная Моисею, Псалтырь, ниспосланный Давиду, Евангелие, ниспосланное Иисусу и Коран, ниспосланный Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Верующий должен быть убежден в том, что Коран отменил все предыдущие книги, он стал единственным, которым можно руководствоваться, после того как Мухаммад стал пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Он вобрал в себя особым образом все положительные особенности предыдущих книг и добавил к ним новые.

 

Знай же, что этот Коран является величайшим доказательством того, что эта религия истинная, ниспосланная Всевышним. Коран был ниспослан более чем 1400 лет назад, однако с тех времен не вкралась в него ни одна ошибка, изменение или противоречие. С давних времен и до наших дней не перестают появляться научные открытия имеющие свое отражение в Коране.

 

Мы можем сказать, что, в отличие от других книг, к Корану не было ничего добавлено и ничего изъято. Мы можем обнаружить, что Коран, имеющийся на Дальнем Востоке, никоим образом не отличается от Корана, имеющегося на Крайнем Западе, также, если мы взглянем на древние свитки Корана и на Коран, отпечатанный в этом году, то не найдем между ними никакой разницы, даже в одной букве. Это потому, что Аллах сохранил эту религию, завершающую все небесные религии. Если мы поведем речь о Коране, то это займет много времени, но надо знать, что нет ничего подобного ему на Земле – по способу передачи информации, красноречии, поэтической красоте, известиям о прошлом и будущем и по воздействию на души людей.

 

4. Вера в посланников. Человек должен верить, что Аллах избрал посланников из лучших людей, послал им свои откровения и приказал довести Его религию до людей. Посланников было большое количество: Ной, Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Иосиф, многие другие и Иисус и Мухаммад, да благословит Аллах и приветствует их всех. Каждый мусульманин должен верить, что Иисус является благородным посланником и одним из лучших из них, необходимо его любить, ценить и верить в его посланническую миссию, а тот, кто ненавидит его и не верит в него, не является мусульманином. Также необходимо быть уверенным что Аллах создал его от матери, но без отца. Аллах послал ангела, через которого вдохнул в утробу Марии (мир ей) от Своего духа, и она забеременела Иисусом (мир ему).

 

Мусульмане не находят в своей душе сомнения, которые препятствуют ему верить в это, потому что Адам – праотец человечества, был создан без отца и без матери. И Аллаху не сложно создать Иисуса от матери без отца.

 

В своих пророчествах Иисус обрадовал человечество о тем, что будет послан пророк после него и это - Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сын Абдуллы, которого послал к нам Аллах более 1400 лет назад. На всех людях, живущих после пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и до Судного Дня, лежит обязанность верить в него и его пророческую миссию и подчиняться ему в том, что он приказал и что запретил. Те, кто читал его биографию и историю едины во мнении, что он представлял собой великую личность. Аллах наделил его благородным нравом и высокими качествами, которых не было ни у кого ни прежде, ни после него. Мои слова могут подтвердить книги написанные о нем, как мусульманскими авторами так и немусульманами. Всевышний Аллах дал ему такие сильные доказательства его пророчества, что сомнения в них отказывается принимать разум. Тот же, кто не верит в пророческую миссию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вряд ли способен поверить в любого другого пророка.

 

5. Вера в последний день. Это абсолютная убеждённость в том, что после того, как люди будут воскрешены в этот день, их ожидает другая жизнь, а в ней – воздаяние, - награда или наказание. Там есть место блаженства, называемое Раем и место наказания называемое, Адом. Тот, кто делал добро, придерживался Ислама (покорности), будет на пути в Рай, в котором существуют различные виды блаженства, награда и счастье, которые даже невозможно себе представить и разум человека не способен это вообразить. Все блага и удовольствия этого мира не могут сравниться с блаженством Рая ни на малую часть. Кто войдет в Рай, тот пребудет в блаженстве бесконечно, не будет смерти после первой смерти.

 

А тот, кто творил зло и не признавал Ислам, будет на пути в Ад, в котором есть различные виды наказания, которые невозможно себе представить.

 

Огонь и наказания этого мира не сравнить с наказаниями Ада ни на йоту.

 

Существование Рая и Ада, расчета и воздаяния, награды и наказания после этой жизни положительно воспринимаются умом. Невозможно, чтобы человек был убит убийцей или обворован вором, притеснен тираном, лишен своих прав и имущества без последствий для обидчика. Неужели тиран будет благоденствовать, притесняя другого, и не будет ему воздано наказанием за его плохие дела?

 

6. Вера в судьбу. Это убеждённость в том, что Аллах – создатель всего сущего. Это убеждение в том, что, всё, что бы ни происходило во Вселенной, - действие или бездействие – все происходит по воле Аллаха, и по Его знанию. Происходит только то, что Он пожелает, а что не пожелает, то не произойдёт. У Аллаха написана великая книга, имя которой – «Скрижали сохраненные», в которой записано всё, что должно произойти во Вселенной.

 

Что касается важнейших дел, которые должен исполнять верующий, к ним относятся следующие действия:

 

1. Человек должен произнести свидетельство, состоящее из нескольких слов, которое будет для него ключом к Исламу. Оно – завет между человеком и его Господом, в том, что он верен Его религии. Эти слова произносятся так: - Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник. Оно означает согласие исполнять поклонение, посвященное только одному Аллаху и утверждение того, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посланник от Аллаха и обязательство подчиняться ему и верить во все, о чем он говорил.

 

2. Выстаивание молитвы – это поклонение, совершаемое с помощью слов, движений и мольбы, имеющее определеную форму и исполняемое 5 раз в сутки. Она не отнимает много времени, каждая молитва занимает не более 5 минут. Она осуществляет связь между рабом и его Господом. Молитва мусульманина дает ему ощущение уверенности в себе и душевного успокоения.

 

3. Выплата закята или очистительная милостыня – означает, что мусульманин, обладающий определенным излишком богатств, должен ежегодно отдавать часть из них бедным. Эта часть невелика. Она равна 2,5% от количества богатств и не обременительна для выплаты, но она делает общество сплоченным и сострадательным, в нем распространяется истинный смысл братства и милосердия между мусульманами. Бедный человек выплачивать закят не должен.

 

4. Соблюдение поста. Мусульманин постится 1 месяц в году и этот месяц – Рамадан. Это означает, что он должен воздерживаться от еды, питья и половых контактов с женой в светлое время суток, от рассвета до заката солнца. Путешественникам, больным и некоторым группам людей, имеющим уважительные причины, разрешается не поститься в месяц Рамадан, но когда закончится причина, по которой они не постились, они обязаны восполнить пропущенные дни в любое другое время. От поста много пользы, как для здоровья и души, так и для общества. Сюда относится: временное успокоение пищеварительной системы, душевно возвышенное состояние, нравственное равновесие, сочувствие беднякам, которые не получают достаточное количество пищи круглый год, порождающее готовность помочь ближнему и душевную скромность.

 

5. Совершение хаджа или паломничество. Это совершение определенного вида поклонений, в г. Мекка, хотя бы один раз в жизни. Кто не имеет средств совершить паломничество или больной, тому не обязательно выполнять его. От Хаджа много пользы для мусульман – мусульмане собираются со всех сторон света в одном месте, знакомятся друг с другом, вследствие этого между ними распространяется любовь и симпатия, кроме этого есть ещё много пользы.

 

Итак, надеюсь, что предыдущее краткое описание Ислама дало ясную картину об этой религии. Я призываю тебя: – О тот, который еще не принял Ислам! Услышь голос чистого, сострадающего сердца. Поторопись, прежде чем незаметно придет к тебе смерть и ты умрешь в неверии, ибо это будет большой убыток для тебя. Знаешь ли ты, что означает смерть в этом случае? Ты попадешь в Ад и будешь в нем наказан навечно. Именно это обещал Аллах тем, кто умер не признав Ислам. Зачем же так опасно рисковать, особенно в таком серьезном вопросе, как этот?

 

И еще, я хочу тебя спросить: - Что ты потеряешь, если примешь Ислам? Ты будешь жить своей жизнью, но только чистой, счастливой и упорядоченной. После смерти тебя будет ждать счастье и вечное блаженство. Если ты удовлетворен и считаешь Ислам правильной религией, но боишься принять ее, считая, что будешь лишен тех удовольствий, от которых не можешь отказаться, тогда сравни удовольствия временные, быстропроходящие с удовольствиями вечными. Какие важнее для тебя?

 

Тем более, если ты примешь Ислам, то сможешь избавиться от своих недостатков постепенно, а если ты искренне обратишься к Аллаху, то Он поможет тебе бросить их.

 

В худшем случае ты будешь грешным мусульманином или слабым мусульманином, но все же это лучше, чем если ты не будешь мусульманином вообще.

 

Если же преграда в слабохарактерности, нерешительности или боязни, что кто-то тебе что-то скажет, или будет издеваться над тобой, то это надуманно. Ты не первый, кто принимает Ислам из числа немусульман. Ведь не разумно, если ты пожертвуешь своим счастьем в этой и будущей жизни из-за кого бы то ни было из людей.

 

Прошу Аллаха, чтобы Он смилостивился над тобой и повел тебя к истине. Поистине Он, Аллах – Слышащий, Отвечающий!

Автор: шейх Салих Абду-ль-Азиз Ас-Синди

Ислам и образование

История Ислама тесно связана с наукой и образованием. С момента ниспослания первого стиха Господом нашим Пророку Мухаммеду, да будет над ним мир, наука начинает все быстрее входить и укореняться в жизни мусульман. Аллах смилостивился над ними, направив к ним своего посланника с тем, чтобы он научил мусульман священной книге, мудрости и ликвидировал их неграмотность. В суре "Собрание" (стих 3) говорится: "Он послал среди простецов посланника из них; он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении".

Значение науки заключается в том, что она является прочной основой для понимания проблем религии и мира. Коран потребовал, чтобы наука предшествовала вере и была изначальной по отношению к ней. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал в суре "Мухаммед" (стих 19): "Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху".
Поскольку чтение является ключом к двери знания, через которую человек проникает в сферу овладения различными науками, Коран упредил его в упоминании значения науки и побудил людей к изучению наук. Коран также упомянул калам, указывая на значение письма как средства науки и образования. Всемогущий и Великий Аллах в суре "Сгусток" (стихи 1-5) говорит: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка, читай! И Господь твой щедрый, который научил каламу, научил человека тому, чего он не знал". Даже писание Всемогущего и Великого Аллаха свое название берет от чтения и называется Кораном.
Аллах своему посланнику указал на необходимость терпеливого чтения Корана людям, чтобы они понимали смысл его стихов по тем случаям, для решения которых эти стихи ниспосланы. Всемогущий и Великий Аллах в суре "Перенес ночью" (стих 106) указывает: "И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, н ниспослали Мы его ниспосланным".
Коран сделал науку спутницей добра и счастья, руководством к праведной жизни. Он также определил, что существует огромная разница между невеждой и образованным. В суре "Толпы" (стих 9) говорится: "Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?". Поистине, вспоминают обладатели разума!
Упоминание науки, ученых и образования в священном Коране дается более 700 раз в различных местах и ситуациях. Все они побуждают и призывают людей к изучению наук. Эти упоминания определяют, что наука - единственный путь для верующих, поскольку невежество - спутница заблуждения и отклонения от праведного пути.
В 19 стихе суры "Гром" говорится: "Разве же тот, кто знает, что то, что ниспослано тебе от твоего Господа, - истина, подобен тому, кто слеп? Ведь вспоминают только обладающие разумом". Тот, который не знает и не обучается, подобен слепому, который не видит. Для того, чтобы люди поняли преимущество и пользу науки, Аллах определил обладающих справедливостью. Это - Всемогущий и Великий Аллах, ангелы и ученые. Аллах но этому поводу отмечает в суре "Семейство Имрана" (стих 18): "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости". Аллах высоко оценивает ученых в суре "Препирательство" (стих 11): "Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени. Аллах сведущ в том, что вы делаете!"
Исходя из места науки, Ислам призвал и побудил людей к овладению ею и посвящению людей науке. Ислам поднял науку на уровень священной войны по пути Аллаха. Посланник Аллаха, да будет над ним мир, сказал: "Кто вышел в требовании науки, тот идет по пути Аллаха, пока не вернется". Наука - это добро пути, ведущего в загробный мир. Это добро наследия, оставляемого людьми своим потомкам. Здесь посланник Аллаха, да будет над ним мир, отмечал, что "тому, кто встал на путь знаний, Аллах облегчает путь в рай; ангелы кладут свои крылья на него, защищая его от невзгод на этом пути".
Ученые - наследники Пророков, а Пророки не получили в наследство ни динара, ни дирхема; они унаследовали знания. А кто получил знания - получил огромное счастье. Знающего Аллах предпочел поклоняющемуся, как Он предпочел Луну остальным планетам. Когда Сафуан бен Ассаль Аль-Муради пришел к Пророку, да будет над ним мир, прося у него знания, Пророк сказал ему: "Приветствую требующего знания, т.к. стремящего к знаниям ангелы прикрывают своими крыльями. Затем садятся друг на друга с тем, чтобы сообщить поднебесному миру о своей любви к стремящемуся к знаниям".
Особое отношение Ислам имеет к учителю. Учитель пользуется глубоким почтением, т.к. он передает добро и свет будущим поколениям. Наш Пророк, да будет над ним мир, сказал: "Всевышний, ангелы, обитатели небес и поднебесья - вплоть до муравьев в норках и рыб в воде - благословляют учителей людей на добро".
Если люди состязаются друг с другом в получении наслаждений на этом свете, то Ислам определяет те жизненные критерии, к которым люди должны стремиться в этой жизни. К этим критериям Ислам относит образование и отдачу жизненных сил и энергии человека во славу Аллаха. По этому поводу посланник Аллаха, да будет над ним мир, сказал: "Не может быть зависти только в двух случаях: это - когда Аллах одарил человека средствами, которые тот использовал в своей гибели за правду, и это - когда Аллах одарил человека мудростью, которую тот использует в обучении других".
Человек в учебном возрасте (от 6 до 18 лет) наиболее способен к пониманию и усвоению, хотя его способности в производстве материальных ценностей пока не совершенны. Поэтому Ислам призвал, чтобы энергия детей и юношей в этом возрасте направлялась на учебу и образование. Пророк Мухаммед, да будет над ним мир, говорил, что "Если молодой человек растет в познании и поклонении, то он к своему зрелому возрасту приобретет семьдесят друзей".
Несмотря на то, что Ислам побуждает человека к познанию и учению в течение всей его жизни, он утверждает, что, в смысле познания и образования, молодой человек находится в лучшем положении, чем зрелый человек, поскольку взрослый человек зачастую занимается добыванием средств к существованию и воспитанием детей. По этому поводу наш Пророк, да будет над ним мир, отмечал: "Тот, кто изучил науки в молодом возрасте, похож на надписи на камне; а тот, кто начинает познавать науки уже в возрасте, похож на пишущего на водной глади". Познающий должен быть скромным и уважительным к своим учителям своим прилежанием и внешним видом. Пророк Мухаммед, да будет над ним мир, утверждает: "Изучайте науку, и изучайте серьезно, с достоинством и в тишине. Будьте скромными с теми, кто вас обучают и не будьте высокомерными по отношению к ученым".
Некоторые экономисты рассматривают образование как один из тех видов услуг, которые бременем ложатся на государство и истощают национальный доход. Однако такое понятие не может быть воспринято сегодня исходя из того, что человек - благо, на образование и на духовный рост которого нужно тратить средства.
Один образованный может проделать работу, или сделать открытие, или изобрести аппарат или устройство, которые могут обеспечить для его нации и народа миллионы. Эта истина не нова, однако только в эпоху нашего Пророка, да будет над ним мир, стало возможным освободить группы мусульман для того, чтобы они постигали знания. Мусульмане тратили на них средства, т.к. те играли важную роль в жизни людей. Когда один из двух братьев, который был ремесленником, работал н полученные деньги тратил на себя и на обучение второго брата, с жалобой на это обратился к Пророку Мухаммеду, да будет над ним мир, Пророк ответил: "Возможно, от него и кормишься ты".
Людям, ведающим делами образования, Ислам вменил в обязанность облегчать обучающимся путь к знаниям, убирать все препятствия и трудности, мешающие продолжению учебы, обеспечивать все возможные средства содействия и помощи образованию. Наш Пророк, да будет над ним мир, говорил: "Обучайте, облегчайте и не затрудняйте трижды". И, исходя из этого принципа, посланник Всевышнего, да будет над ним мир, распорядился о том, что выкупом или спасением для каждого пленного может быть обучение грамоте десяти мусульманских детей. Хотя государство в то время остро нуждалось в средствах, но ориентация мусульманской религии на распространение науки и образования была превыше всяких средств и денег, поскольку обучение человека Исламом считалось более важным, чем накопление денег.
Забота о науке, ученых, учащихся и исследователях отнюдь не сводилась к изучению чисто теологической науки, а имела целью и изучение прикладных и специальных наук. Наука, согласно Исламу, гораздо шире и глубже, и она охватывает все то, что полезно человеку в этой жизни. Например, даже наука о шариате (исламская юриспруденция) включает в себя проблемы человека, связанные с продажей, покупкой, женитьбой и разводом, правом на наследование, войной и миром, и т.д.
В суре "Покаяние" (стих 123): "Не следует верующим выступать всем. Отчего бы от каждой части их не выступил какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещали свой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся?". Пророк, да будет над ним мир, также отмечал: "Наука триедина: юриспруденция, Сунна и наследственное право. Если же есть наука, подобная указанным, то это - польза".
Все науки входят в эту категорию, и то, что из наук не все упоминаются в этом списке, не означает, что они не желательны Исламу. Всевышний пожелал Пророку Давиду, да будет над ним мир, заняться науками в области промышленности и ремесел. Коран по этому случаю в суре "Пророки" (стих 80) дает следующее высказывание Всевышнего: "И научили Мы его делать кольчугу для вас, чтобы она защищала вас от вашей ярости. А разве вы благодарны?".
Язык, литература, риторика - вот те отрасли знаний, к изучению которых побуждал Ислам. Сура "Милосердный" (стихи 1-4) отмечает следующее: "Милосердный, Он научил Корану, сотворил человека, научил его из'ясняться". В хадисах говорится: "Учите арабский, научите арабскому языку людей". "Учите языки других для того, чтобы знать их деяния, чтобы избежать опасностей с их стороны". Пророк Мухаммед, да будет над ним мир, приказал Зейду бен Талибу научиться ивриту, сказав: "О Зей, научись еврейскому письму. Я научился ему в течении полумесяца и стал столь искусным в нем, что стал писать для Пророка, для евреев, и читать ему, что они писали Пророку".
Всевышний Аллах призвал людей изучать все то, что есть на свете, начиная с момента сотворения мира. В суре "Паук" (стих 20) говорится: "Скажи: идите по Земле и смотрите, как начал творение". А в суре "Пчелы" (стих 36) Он отмечает: "Идите же по Земле и смотрите, каков был конец считающих ложью". Всевышний Аллах обязал мусульман изучать Землю и, особенно, весь растительный мир. Наиболее полно об обязанностях человека говорится в суре "Нахмурился" (стихи 24-32): "Пусть же посмотрит человек на свою пищу, - как Мы пролили ливнем, потом рассекли Землю трещинами и взрастили на ней зерна, и виноград, и траву, и маслины, и пальмы, и сады густые, и фрукты, и растения на пользу вам и вашим животным".
Изучению астрономии, движения звезд и планет - к чему побуждает и призывает Ислам, - посвящены многие стихи Корана. Вот, например, в суре "Каф" (стих 6) говорится: "Разве не смотрели они на небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин?".
Ислам также призывает к изучению анатомии человека, к изучению всего живого - этому посвящены многие мекканские суры и стихи. Все это позволяет сказать, что Коран является призывом к исследованию, изучению и познанию сущности человека. Коран считает, что это знание - путь к вере и глубокому убеждению. Знатоки мусульманского права считали, что такие отрасли науки, как медицина, геометрия, астрономия, ремесло, сельское хозяйство и др., являются коллективной обязанностью мусульман. Если мусульмане не специализируются в них, то они совершают тяжкий греховный поступок; ответственность за это может быть снята только после изучения этих наук.
Пророк Мухаммед, да будет над ним мир, его праведные халифы и их последователи вменили мусульманам в обязанность исследование, изучение и перевод книг ученых Древней Греции, Древнего Рима и Древней Персии, внесение соответствующих дополнений. Мусульманские ученые стали связующим звеном между древностью и современностью. Они открыли новые науки, были искусными учеными в них. Их науки и книги стали справочниками и пособиями для ученых вплоть до наших дней в области философии, обществоведения, медицины, географии, истории, математики, химии, оптики, физики, фармацевтики и т.д.
Из знаменитых мусульманских ученых следует отметить Али Ибн Аби Ар-Риджеля - автора лучшей книги по астрономии, и Аль-Касема Аз-Захрауи - отца арабской хирургии. Он был одним из врачей Андалузии, прославившихся в анатомировании и первыми ставшими применять хирургические инструменты. Необходимо также отметить знаменитого математика Аль-Бигани, географа Аль-Фараби, философа Абу Хамида Аль-Газали, отца оптики Аль-Хасана Бен Аль-Хейсама; ученого, открывшего малый круг кровообращения, Ибна Ан-Нафиса; выдающихся ученых- медиков Ибн Сина, Ибн Рушда Ар-Рази и Абу Джакфара Бен Аль-Джаззара, а также известного ученого- химика Джабера Бен Хиана и многих других. Научная революция, которую совершили мусульманские ученые, является огромным кладезем знаний для всего человечества. Она ясно доказывает, что единственным путем под'ема и прогресса нации есть путь науки и образования.
 
Газета "Вера"  (Казань, 1996)

«Пятница» – праздник мусульман

Создатель выбрал некоторые дни и месяцы, которые превознес над другими и сделал праздниками по Своей мудрости, проявляя таким образом Свою милость по отношению к верующим. Всевышний Аллах сказал:

 

«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!»(Коран, 28:68).

 

Всевышний Аллах определил для мусульман два ежегодных праздника – это праздник Разговения (Ураза-байрам) и праздник Жертвоприношения (Курбан-байрам), а также праздник, который повторяется каждую неделю – это Пятница (Джума).

 

В данной статье мы поговорим о празднике мусульман – Пятнице, который на арабском языке звучит как "Джума”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал про этот день: «Поистине "джума” является праздничным днём, поэтому нельзя (вам, о, мусульмане!) поститься в этот праздничный день, кроме тех, которые постились за день до него или будут поститься на следующий день после него» (Привёл имам Ахмад, 2/303, аль-Хаким, 1/437).

 

1. Происхождение названия «джума»

 

В арабском языке слово "джума” происходит от трехбуквенной основы "джа-ма-а”, что означает "собирать”. Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот день назван словом «джума», так как в арабском языке оно указывает на собрание людей. До Ислама, в период «джахилии» (период доисламского невежества) этот день арабы называли словом "аруба”» (книга «Тахрир альфаз танбих», с.84, ан-Навави).

 

Существует много версий относительно того, почему этот день был назван «джума». Рассмотрим некоторые из них:

 

1. В этот день Всевышний Аллах создал Адама (мир ему). В арабском языке это звучит, как собрал, т.е. завершил творение Адама (мир ему). Однажды пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, почему этот день был назван «джума», на что он ответил: «Потому что в этот день было завершено создание твоего праотца Адама…» (привёл имам Ахмад от Абу Хурейры, 2/311). Шейх Аль-Арнаут считал, что в цепочке передатчиков этого хадиса есть слабое звено, однако о завершении создания Адама в этот день указывают и многие другие хадисы. Данное мнение признано достоверным в книге «Фатх аль-Бари», 2/353, и в книге «Нейл аль-Аутар», 3/222.

 

2. По следующей версии, происхождение названия «джума» связано с тем, что в этот день мусульмане собираются в соборной мечети для совершения коллективной молитвы. Этого мнения придерживается ибн Хазм, на что он указал в своей книге «аль-Мухалля».

 

3. В этот день Всевышний Аллах собрал вместе на земле Адама и Хаву (Еву), мир им обоим.

 

4. Этот день вобрал в себя множество благ и достоинств.

 

Эти и многие другие версии о происхождении названия «джума» связанны, прежде всего, с его языковым значением, то есть понятием «собирать». Аллах знает об этом лучше!

 

2. Достоинства дня «джума»

 

Пятница – это великий день. Всевышний Аллах выделил его среди остальных дней, сделав особым днём для этой уммы (общины мусульман). В достоверном хадисе от Хузейфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не дал джума тем, которые были до нас. Для иудеев была суббота, а для христиан – воскресенье. И Аллах привёл нас и указал нам на джума, и сделал (последовательность дней следующей): пятница, суббота, воскресенье. И вот так же (как эти дни, следующие один за другим), Аллах сделал христиан и иудеев следующими за нами в Судный День. Мы – последняя община в этом мире, и первая в Судный День, над которой суд свершится в первую очередь, до остальных созданий». (Муслим, 856)

 

В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день, день джума» (хадис привёл имам ат-Тирмизи, шейх Альбани назвал его достоверным).

 

Как видно из вышеприведённого хадиса, именно в пятницу произойдёт Судный День, и поэтому все создания, за исключением людей и джиннов, испытывают страх в этот день. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В этот день наступит Час, (поэтому) приближённый ангел, небо, земля, ветра, горы, деревья, все они испытывают страх в этот день» (хадис привёл ибн Маджа, 1084, имам Ахмад, 3/430, с хорошей цепочкой передатчиков, как об этом сказал аль-Бусайри).

 

Пятница – это день собрания мусульман для поклонения, предписанного Шариатом, и это день собрания людей в Судный День, предначертанный Всевышним Аллахом.

 

Пятница – день ниспослания многочисленных благ, одним из которых является прощение Аллахом прегрешений, совершённых верующим в промежуток между двумя пятницами, при условии, что он избегал больших грехов (араб. "кабаир”). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятикратная молитва, а так же пятничная молитва до следующей пятничной молитвы, и Рамадан до следующего Рамадана – всё это является искуплением грехов, если не совершались большие грехи» (Муслим, 233, хадис от Абу Хурейры).

 

Пятница – это праздник для мусульман, т.к. посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах сделал этот день праздником для мусульман» (Привёл ибн Маджа от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах).

 

Выделив пятницу среди остальных дней недели, Всевышний Аллах удостоил этот день особыми отличиями и предписал особые виды поклонения. Что касается особого отличия, то Создатель по Своей милости определил в этот день промежуток времени, когда просьба молящегося непременно исполнится. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал о пятнице: «Есть (в этот день определённый) час, и если раб (Аллаха), являющийся мусульманином и совершающий (в это время) молитву, попросит о чём-нибудь Всевышнего Аллаха, то Он обязательно дарует ему это», после чего сделал знак рукой, показывая, что этот промежуток времени крайне мал (аль-Бухари, 935; Муслим, 852).

 

День «джума» совпадает с днём в Раю, который называется аль-Мазид, что означает "дополнение, добавок”. И отличается он тем, что в этот день обитатели Рая будут собираться и созерцать Своего Господа, Пречист Он и Преславен. Они увидят Его воочию, и не будет для них ничего более желанного в Раю, чем приход дня пятницы, чтобы ещё раз созерцать Его Лико и еще раз удостоится Его щедрости, которой Он одаряет Своих рабов в этот день.  (это приводится в длинном хадисе, который привел Ибн Аби Шэйба в книге "Мусаннаф”:4\156 под номером 5560, а так же Ат-Табрани в книге «аль-Муъжам аль-Аусат»: 2\314 под номером2084, и другие, все со слабой цепочкой передатчиков).

 

День «джума» – это лучший день, т.к.  посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший для вас день – это пятница, благословляйте меня больше в этот день (т.е. произносите салаваты), ведь ваши благословления будут доведены до меня». Сподвижники спросили: «Как же наши благословления будут доведены до тебя (после твоей смерти), ведь ты истлеешь?» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах запретил земле поедать наши тела (тела пророков)» (Абу Дауд (1047), ибн Маджа (3/91), ибн Хибан (550) и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным).

 

Смерть в день «джума» является признаком благого конца для верующего. Передаётся в хадисе: «Кто умрёт в день джума или в ночь на пятницу, тот будет защищён от смуты в могиле» (привёл имам Ахмад).

 

Пятница – это день, когда укрепляются отношения между верующими. Этот праздник является хорошим поводом для посещения родственников, что способствует поддержанию родственных связей. «Джума» благотворно влияет на семейные отношения. В этот день, который является выходным во многих мусульманских странах, праздничная атмосфера наполняет дом каждого верующего, поднимая настроение всем членам семьи, доставляя радость детям.

 

 

 

3. Как проводил «джуму»  посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возвеличивал этот день и уделял ему особое внимание. Приведем некоторые факты из жизни пророка (да благословит его Аллах и приветствует), связанные с «джумой».

 

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал полное омовение («гусль») в день «джума», надевал лучшую одежду, умащался благовониями. Сообщается, что Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) передал следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониям, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей» (аль-Бухари, 883).

 

Также передаётся от Абу Аюба (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит полное омовение «гусль» в пятницу, умастится благовонием (если у него есть), оденет лучшую одежду; затем, сохраняя спокойствие, пойдёт в мечеть; затем совершит намаз в мечети, не причиняя никому каких-либо неудобств; затем внимательно выслушает (проповедь), когда выйдет имам (и встанет на мимбар для проповеди); а затем прочитает намаз, то будет для него всё это искуплением (его грехов, совершённых) между двумя пятницами» (Привёл Ахмад (5/420) с хорошим иснадом, ибн Хузейма назвал этот хадис достоверным, 1775).

 

2. Когда сподвижники собирались в мечети для пятничного намаза, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к ним, приветствовал их, затем поднимался на минбар, поворачивался к ним лицом, ещё раз приветствовал, затем садился. В этот момент Билял (да будет доволен им Аллах) начинал произносить азан (призыв к молитве). После окончания азана, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вставал и произносил пятничную хутбу (проповедь), опираясь на  посох или лук во время военных походов (см. хадис в сборнике Абу Дауда, 1096, с хорошей цепочкой).

 

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) произносил пятничную хутбу стоя, затем садился на короткий отдых, потом вставал и произносил вторую пятничную хутбу (аль-Бухари, 920, Муслим, 861, в хадисе от ибн Умара).

 

4. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) велел своим сподвижникам садиться рядом с ним и внимательно слушать. Однажды он сказал человеку, который попросил своего друга помолчать во время пятничной проповеди: «Ты сказал нечто неподобающее» (аль-Бухари, 934; Муслим, 851, в хадисе от Абу Хурейры). Таким образом, пророк (да благословит его  Аллах и приветствует) дал понять, что делая замечание другу, верующий сам отвлекся от проповеди.

 

5. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал свои пятничные проповеди коротко, а молитву совершал долго (Муслим, 869).

 

6. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучал сподвижников в своих проповедях основам Ислама, положениям Шариата, рассказывал о предписаниях и запретах Аллаха.

 

7. Иногда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) прерывался, произнося пятничную проповедь. Например, однажды он спустился с кафедры, для того, чтобы взять внуков аль-Хасана и аль-Хусейна, да будет доволен ими обоими Аллах (Ат-Тирмизи, 3776; Абу Дауд, 1109; ан-Насаи, 3/108; ибн Маджа, 3600). Также причиной прерывания проповеди мог быть вопрос верующих, ответив на который он снова  возвращался к хутбе и завершал её. Об этом говорится в хадисе Абу Рифаа (да будет доволен им Аллах) у Муслима (876).

 

8. Произнося пятничную проповедь, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил громко, глаза его становились красными и усиливался его гнев, особенно когда речь шла о приближении Часа (об этом говорится у Муслима в хадисе от Джабира ибн Абдуллы, 867).

 

9. Во время пятничной проповеди пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал свой указательный палец при упоминании Аллаха или совершая молитву («дуа»), т.е. прося Всевышнего Аллаха о чем-либо (Муслим, 874; Абу Дауд, 1104; ан-Насаи, 3/108). Также он поднимал руки, вознося дуа Аллаху о ниспослании дождя. (Аль-Бухари, 1013; Муслим, 897).

 

10. После пятничной молитвы пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал двухракатный намаз дома, и велел совершать четыре раката, если они совершались в мечети (хадис Абу Дауда, 1130). Приведем два достоверных хадиса.

 

От ибн Умара передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал два раката дома после пятничной молитвы (аль-Бухари, 937; Муслим, 882).

 

От Абу Хурейры передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершил пятничную молитву, то пусть совершит после неё четыре раката»(Муслим, 881).

 

Таким образом, то, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  проводил день «джума» говорит о достоинствах этого дня и его величии перед Аллахом. Сегодня мы видим, как в мечетях России и всего мира в каждую «джуму» собираются мусульмане на пятничную проповедь и молитву. Во многих мечетях не хватает места для всех желающих совершить пятничный намаз, что становится причиной возведения новых мечетей – домов Аллаха. Возносим хвалу Всевышнему Аллаху, который вывел нас из тьмы заблуждения к свету Имана и Ислама! И просим Аллаха вести нас по прямому пути!

whyislam.ru

Женщина в Исламе

Нет ничего более совершенного, чем то, что Всевышний Аллах возложил на женщину  определенные биологические и социальные функции: способность зачать, рожать, вскармливать и быть хранительницей домашнего очага, а мужчине – заботиться о нем, обеспечивать материальное благосостояние и преумножать его достояние.
        Правильные семейные отношения гарантируют благополучие и счастье, стабильность и спокойствие. Мужчина не может выполнять работу женщины и ее обязанности, также как и женщина не может исполнять круг обязанностей, возложенных на мужчину. И если кто-то из супругов забывает или пренебрегает своими функциональными обязанностями, то постепенно утрачивается общность интересов, духовная близость – это приводит к разрыву семейных уз. Вырабатывается тот модус поведения, который мы видим в западных странах, где утрачены прочные глубокие семейные связи, традиции, где каждый член семьи не ограничен никакими правилами и нормами: мужчина редко видит жену; жена работает и забывает о своем  муже и домашних обязанностях. Каждый из них живет духовно обособленно друг от друга, и как хочет, так и распоряжается своей жизнью, честью и достоинством, ничем не ограничивает свободу  и независимость: он дружит с кем хочет, она общается с кем хочет. Такая свобода мужчины и независимость женщины откладывает отпечаток на стиль семейной жизни – нет ответственности ни перед кем. При таком положении семейных отношении женщина утрачивает нравственные основы – прежде всего, быть хорошей дочерью, женой, матерью. Современная женщина теряет былую нравственную чистоту и целомудрие, простое понятие о женской чести, и представляется лишь как товар, который можно купить или продать, использовать в рекламных целях, где нет места высокой морали, уважению и попирается человеческое достоинство, честь семьи.
       Нельзя отрицать объективность того, что женщине в средние века пришлось испытать на себе унижение, притеснение и презрение, и даже было время, когда женщину исключали из рода человеческого и относили ее к злым элементам, а самого наивысшего апогея притеснение достигло тогда, когда мужчина считал женщину – домашним атрибутом и предметом наслаждений, которую можно купить или унаследовать, когда запрещалась свобода действий и она была лишена всех прав. Всевышний сказал:
«И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен;  скрываясь от народа, от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают!» (сура Пчелы, 59)
       Пришел Ислам  и вернул женщине чувство собственного достоинства, ее человеческую ценность, обязал поклоняться Аллаху, а также обязал мужчину заботиться о ней, выполнять свой долг перед семьей. Всевышний сказал:
«И для них – то же самое, что и на них, согласно принятому.» (сура Корова, 228)
       Современная семья переживает большие трудности. Чем это может завершиться? Какова дальнейшая перспектива семьи? Ведь семья – это малая система общества. И как всякая система она нуждается в поддержке. Если ее не поддерживать, не регулировать она начинает постепенно разрушаться, распадаться. Хотите, чтобы ваш дом не обрушился, - ремонтируйте его вовремя, достраивайте, перестраивайте, приспосабливайте к переменам… Хотите, чтобы семья была прочной? Укрепляйте ее, поддерживайте ее опоры. А где найти такую опору, силу, поддержку? Именно Ислам может дать вам опору и помощь, и тогда никакие западные стереотипы не смогут разрушить ваш семейный союз и духовное единство семьи.
         Обязанности и права.
Ислам утвердил женщине ее права: право на воспитание, заботу, защиту, и приказал отцу быть справедливым с детьми в распределении расходов на них, предоставил ей право выбора мужа. И пообещал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то, что он будет вместе с опекуном девочек в раю. Он (мир Ему) сказал:
«Кто содержит двух девочек, пока они не достигнут зрелости, то я и он придем в Судный день – вместе.»      (хадис передал Муслим)
Ислам дал право женщине, будучи замужем, все супружеские права: уважение ее достоинства, свободу в распоряжении своим имуществом, если это не противоречит заповедям и основам шариата. Всевышний сказал: «И давайте женам их вено в дар. Если же они соблаговолят чем-нибудь из этого для вас, то питайтесь этим на здоровье и благополучие.»    (сура Женщины, 3)
И еще Всевышний сказал: «… и одной из них дали кинтар, то не отбирайте из него ничего.»   (сура Женщины, 20)
И еще Всевышний сказал: «Мужчинам – доля из того, что они приобрели, а женщинам – доля из того, что они приобрели.» 
  (сура Женщины, 32)


А также сказал: «И если они повинятся вам, то не ищите пути против них.» (сура Женщины, 34)

       Ислам дал женщине право – в моментах домашних раздоров со своим супругом – пожаловаться в суд. Всевышний сказал: «А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах – знающий, ведающий!» (сура Женщины, 35)

 


        Священный Коран полон аятами, утверждающими права женщины в ее мирских делах, отношениях, поклонениях, решениях и свидетельствах и многое другое, что касается ее прав и обязанностей в мирской и загробной жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал проповедь в прощальном хадже на Арафате и рассказал про права и обязанности мусульман между собой и, из того что касается женщин, он сказал следующее: «обходитесь с женщинами хорошо, поистине они ваши жены, ничего кроме этого вы не владеете, кроме того, как они совершат явное распутство и, если они это совершат, избегайте их ложе, и ударяйте их не очень сильно, а если они повинятся вам, то не ищите пути против них, поистине у вас есть право на вашими женщинами, и у ваших женщин есть право над вами, что касается вашего права над ними, то пусть не позволяют ступать на ваше ложе того, кого вы не любите и не впускает она в дом, того, кого вы не любите, а их право над вами – обеспечить их едой и одеждой.»                                                             (хадис передали Тирмизи и Ахмад)
 И еще сказал: «Кто лучший своим нравом, у того вера полнее, чем у других верующих, и лучший из вас тот, кто хорош нравом к своей жене.»  (хадис передали Тирмизи и Абу Дауд)

Ислам утвердил право женщины, будучи матерью, тем, что удвоил ее право перед правом отца, и связал поклонение Ему с благодеянием родителям. Всевышний сказал: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме него, и к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – тьфу! И не кричи на них, а говори им слово благородное (24) И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким.»  (сура Перенес ночью, 23)

Сообщается, что старец Бахза ибн Хакима спросил Посланника Аллаха:
- О посланник Аллаха, кому мне повиноваться?
– Матери, - сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
– Потом кому? – спросил  Бахза ибн Хаким.
– Матери, - ответил посланник Аллаха.
– А потом кому? – еще раз спросил старец.
– Матери, - произнес посланник Аллаха.
– Потом кому? – опять спросил старец.
– Потом отцу – сказал посланник Аллаха.    
(хадис передалТирмизи)   
  
 И передается от Муауиа ибну Жахима, что он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал:
- О посланник Аллаха, хочу участвовать в битве и пришел посоветоваться с тобой.
– Есть ли у тебя мать? – спросил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
– Да, - ответил он.
– Всегда будь с ней, поистине рай находится под ее стопами, - произнес Посланник Аллаха.
       Ислам дал женщине право на собственность, свободно распоряжаться своим имуществом – без завещания или опекунства. Она вправе выбирать себе мужа и, к тому же, имеет право на воспитание, заботу и справедливость со стороны отца при делении подарков и наследства между ней и ее братьями. От мужа она имеет право получить: денежное содержание, хорошее обращение, сотрудничество в домашних делах, справедливость в распределении расходов, поэтому Аллах приказал: "А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них…».   (сура Женщины, 34)

        Таким образом, Ислам вывел женщину из состояния презрения и унижения ее достоинства, она равна с мужчиной в достоинстве, значении, оценке. У нее есть права и есть обязанности. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада и его семью и сподвижников! 

semya.kz