Только для женщин
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"…
Порой, начитавшись некоторых блогерш, пишущих на женские темы, такая тоска бе…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
12 продуктов, которые нельзя хранить в холодильнике…
Все продукты, имеющие срок хранения, мы привыкли прятать в холодильник. Начиная…
«Модный» хиджаб?…
«Модный» хиджаб?…
Ни для кого не секрет, что реклама оказывает огромное влияние на современное общ…
Всегда ли место женщины на кухне?…
Всегда ли место женщины на кухне?…
В Британии в университете Ньюкасла был проведен социологический опрос, в котором…
Дом и работа. Как все успеть?…
Дом и работа. Как все успеть?…
Материнство – великое счастье для мусульманки, однако каждая мама знает, как ино…
- 1
- 2
Проблемы и их решения
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
"Берегите мужчин", или как слабый пол становится сильным…
Даже по статистике в Белоруссии недостаток мужчин. Размер диспропорции - на сотн…
5 способов как разрушить свой брак…
5 способов как разрушить свой брак…
Вы, наверно, удивлены такому названию статьи.Когда я вышла замуж, я была поражен…
Берегите друзей…
Берлинская телестена в семье…
Берлинская телестена в семье…
Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном испо…
Виртуальные мусульмане…
Виртуальные мусульмане…
На сегодняшний день созданы тысячи сайтов и миллионы групп в социаль…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить…
Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз…
- 1
- 2
Брак Роль мужа и жены в нем
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности... далее...
Домашние войны. Боксерский ринг или развод?
- Подробности
- Категория: Проблемы и их решения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Проблема домашнего насилия является достаточно острой не только для немусульманских семей, но и для тех, кто уже давно и традиционно пребывает в Исламе. Мусульманам стоит откровенно признать, что во многих верующих семьях, особенно в кавказских, афганских, курдских и даже арабских, очень часто случаются избиения мужьями своих жен, отцами своих дочерей, а братьями своих сестер. От нашего замалчивания эта проблема не исчезает сама собой, а решать ее непременно нужно.
Каждому мусульманину должно быть известно о том, как высоко Ислам ставит женщину, как высоко ее ценил Посланник Аллаха (мир ему). Но при этом многие мужья, отцы и братья, зачастую обладающие скудными знаниями о правилах поведения мусульманина в семье, позволяют себе распускать руки. И мусульманке в этой ситуации, зачастую, бывает не к кому обратиться за защитой, в силу закрытости семьи.
На этом фоне недавно мусульманское информационное пространство взорвали фетвы (богословско-правовые заключения) известных ученых, которые считают, что, в соответствии с нормами Шариата, жена имеет право дать сдачи мужу в ответ на побои и насилие с его стороны. Известный саудовский ученый Абд уль-Мухсин аль-Убайкан заявил: «Супруга может применить силу для того, чтобы защититься от агрессивных действий со стороны мужа».
Кроме того, он подчеркнул, что женщина имеет право использовать любые методы защиты, чтобы избежать возможных травм и увечий. «Она также в праве говорить, кричать, искать помощи у соседей или звонить в полицию, чтобы защитить себя», - отметил аль-Убайкан. Со слов богослова, супруга в пределах самообороны может даже убить своего мужа, если он пытается лишить ее жизни, если это единственное средство спасения.
Несколько дней спустя после обнародования данного заключения аль-Убайкана, турецкий мусульманский мыслитель Фетхулла Гюлен издал фетву, в которой он посоветовал женам обучаться боевым искусствам и единоборствам, чтобы иметь возможность защитить себя. Он также посчитал дозволенным жене отвечать мужу, если он пытается избить ее.
После такого громкого для мусульманской и иной общественности факта признания проблемы домашнего насилия и дозволенности столь радикальных мер самозащиты, некоторые улемы заявили, что подобные фетвы грозят расколом и развалом многим семьям. Они также заявили, что такие заключения игнорируют исламские способы решения семейных проблем, такие, как обращение за советом и посредничеством к родственникам, знающим людям, кадиям (шариатским судьям), семейный арбитраж и т. д.
Однако мусульмане, у которых возникают вопросы относительно правомочности фетв о дозволенности ответного насилия со стороны жены, прежде всего, должны помнить, что институт семьи в Исламе основывается на взаимном уважении, любви, милосердии и любви. Любая форма физического или морального насилия, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины, запрещена. Муж и брат не имеют права нанесения физического или морального вреда своим женщинам, а женщина не должна злоупотреблять своим положением и вредить своим братьям и мужьям.
В супружеских отношениях муж и жена должны искать мирные средства решения конфликтов, которые не угрожают целостности и спокойствию в семье. В своем комментарии к вышеприведенным фетвам видный мусульманский ученый и проповедник шейх Абд уль-Халик Хасан аш-Шариф заявил: «Должно быть ясно, что существует разница между фетвой или постановлением, предложенным конкретному лицу в той или иной конкретной ситуации, и фетвой, которая имеет общий характер. Таким образом, фетва, о которой велась речь выше, была всего лишь эмоциональным заявлением в неподходящем месте».
Со слов аш-Шарифа, было бы гораздо лучше для исламских ученых и мыслителей сосредоточиться на тех факторах, которые прививают любовь и уважение между супругами. Он ожидает от ученых и проповедников, что они будут делать все возможное, чтобы научить мусульман и мусульманок исламским нравам и этикету общения друг с другом и решения проблем взаимного непонимания. Если в мусульманском доме не будет взращена атмосфера любви, взаимного уважения и предупредительности, то семья не будет полноценной и не сможет выполнять возложенные на нее Исламом обязанности.
«Учитывая вышеизложенное, - пишет аш-Шариф, - в условиях засилья недобросовестных СМИ, неприязни к мусульманам, непрекращающихся попыток ослабления и развала мусульманских семей издание таких фетв без учета всех этих факторов наносит вред мусульманам». Хотелось бы, чтобы издаваемые фатвы были ориентированы на укрепление мусульманских семей, повышение знаний и ответственности родителей по отношению к детям, - завершает аш-Шариф. «А превращение семьи в боксерский ринг не является решением проблемы», - считает ученый.
Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шинкити, директор Исламского центра г. Саут-Плейнс (Техас, США), со своей стороны, добавляет: «Прежде всего, я хотел бы заявить, что, во-первых, не позволено мужу физическое насилие над своей женой. Коранический аят из суры «Женщины» «…избегайте на супружеском ложе и ударяйте», касающийся проблемы семейных раздоров, в значительной степени неправильно понимается многими мусульманами. Более того, существует большое количество достоверных хадисов, недвусмысленно запрещающих физическое насилие».
«Во-вторых, - продолжает шейх, - право на самозащиту имеет место в Исламе. Оно касается любого человека, мужчины или женщины, жизнь которого находится в опасности. Таким образом, в случае насилия со стороны мужа жена сначала должна запросить помощь от тех, кто может ей помочь – от соседей или властей. Если это невозможно, и жизнь женщины по-прежнему находится в опасности, то она определенно имеет право на то, чтобы защитить себя». По словам шейха, это очевидная вещь, и каких-либо дополнительных фетв тут не нужно.
При этом аль-Шинкити добавляет, что Ислам предлагает мусульманам много способов и путей для разрешения семейных конфликтов с тем, чтобы нам не приходилось прибегать к варварским методам, включая физическое насилие. Но, если эти мирные средства устранения и недопущения повторения конфликтов и насилия исчерпаны, а лада в семье, по-прежнему, нет, мы должны помнить, что Ислам дозволяет супругам развод. Ведь мирный развод для мусульман лучше, чем неблагополучный брак.
islam.ru
Сглаз и защита от него
- Подробности
- Категория: Проблемы и их решения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Сглаз – это нанесение вреда взглядом. Например, человек восхищается тем, что видит, а оно, в свою очередь, получает отрицательный импульс, частично или полностью теряет то, чем восхитились. Некоторые говорили: "Сглаз – это когда ядовитая сила выходит из глаз одного и попадает в глаза другого, отравляя его". Ибн аль-Джавзи считал: "Сглаз может произойти в результате восхищения чем-то, зависти, а также, если смотрящий является вредоносным по своей природе, наподобие ядовитого насекомого".
Данный вопрос многократно упоминается в хадисах:
- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Сглаз [действенность сглаза] – это "аль-хакк" [не выдумка, а на самом деле реальность]";[1]
- Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в повелительной форме говорил [порой] своей супруге ‘Аише о необходимости найти человека, который снимает сглаз (посредством рукъя-заклинания заговаривает от сглаза);[2]
- Асма’ дочь ‘Умэйса спросила у Пророка: "О Посланник Всевышнего! Дети Джа‘фара очень восприимчивы к сглазу. Могу ли я попросить человека о рукъя-заклинании для них?" Пророк ответил: "Да [можешь]. Если что-то могло бы опередить волю и всезнание Творца, то это был бы сглаз [Этими словами Пророк подчеркнул значительную действенность сглаза]";[3]
- ‘Аиша передала: "Когда Пророк жаловался на самочувствие, к нему приходил Джабраил и читал: "Именем Аллаха заклинаю тебя. Он исцелит тебя и вылечит от всех болезней. [Удалит, освободит] от зла завистника, от зла всех, кто может сглазить";[4]
- Умму Саляма рассказывала, как однажды Пророк, увидев в ее доме женщину с темным пятном на лице[5], воскликнул: "Найдите человека, который снимет сглаз (заговорит от сглаза)! Ее сглазили".[6]
Имам аль-Хаттаби говорил: "Рукъя-заклинание (заговор), о котором упоминал Пророк, это то, что состоит из отдельных аятов Корана, формул восхваления и упоминания Всевышнего. То, что проговаривается набожными людьми, имеющими чистые души. Это есть "духовное целительство", которое преобладало во времена благочестивого поколения прошлого. Но когда стало все сложнее и сложнее найти такого рода праведников, люди начали обращать свои взоры на хирургические вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно "увидеть и потрогать". Действенность духовного целительства становилась все менее эффективной, так как были потеряны смысл, содержание, суть данной формы целительства, потеряна благодать (баракят) близких ко Всевышнему целителей-заклинателей.
Запретным же в данной области целительства являются заклинания колдунов и тех, кто говорит, что подчинил себе джиннов".[7]
Истина в вопросе сглаза состоит в том, что "Всевышний, при взгляде одного человека на другого с восхищением или, например, с завистью, сотворяет воздействие такого взгляда в форме последующего недуга или плохого самочувствия последнего. Это воздействие может быть изначально отражено посредством произнесения формулы удаления себя от зла с помощью Всевышнего (аль-исти‘аза)[8] или иным способом, а также, когда отрицательное влияние сглаза уже произошло, например, через проговаривание рукъя-заклинаний, купание (совершение омовения) или что-то иное". Кроме того, исламские ученые утверждали: "Всевышний Творец установил закономерности присутствия в телах и душах различного рода сил и возможностей, зачастую скрытых. Например, услышав в свой адрес похвалу, человек может покраснеть, в момент испуга – побледнеть. Некоторые очень легко поддаются воздействию сглаза и практически сразу начинают чувствовать недомогание. Все это происходит в результате определенных закономерностей, заложенных Творцом в душах. А так как большая часть внешних воздействий на уровне душ происходит посредством глаз, то эти процессы были названы сглазом, хотя глаз, как человеческий орган, влияния не имеет. Он всего лишь проводник процессов, происходящих на духовном уровне. В свою очередь, дỳши по силе влияния и восприимчивости значительно отличаются друг от друга.
Сущность сглаза в том, что воздействие происходит по воле Творца. Оно не ограничено телесным соприкосновением, может произойти посредством взгляда, а также душевного настроя, например, через молитвы-ду‘а, формулы-заклинания, прибегание к помощи Всевышнего, а порой происходит по результату воображения или фантазии. Тот, кто имеет сильное воздействие взглядом, пускает "ядовитые стрелы" на уровне души, в пространстве духовного общения. И если такая стрела настигает тело того, душа которого не защищена от внешних воздействий, то происходит отрицательное воздействие. В то же время, если человек имеет определенные формы защиты, то "стрела" может быть отражена и даже возвращена к тому, кто ее "выпустил".[9]
Очень часто от сглаза страдают красивые жилища, дорогие приобретения, красочные и благовонноцветущие сады. В связи с этим у некоторых народов порой встречается интересная житейская практика: на входе в прекрасный дом или великолепный сад они устанавливают что-то наподобие чучела, например, голову хищника. То есть что-то страшноватое, привлекающее взор и лишающее внешний вид (облик, убранство) идеальности, подобно небольшой чернильной кляксе на снежно-белом листе. Для самого же хозяина это "клякса" также полезна, ведь она напоминает ему, что все прекрасное от Бога[10], только Ему, Всевышнему, присуще полное совершенство. Человек категорически не должен идеализировать и преувеличивать свои возможности, иначе он быстро может быть лишен того, что приобрел, временно приобрел. Если верующий хорошо это понимает, а также никогда не теряет из виду мысль, то он практически на сто процентов, по милости Всевышнего Аллаха, защищен от сглаза.
Вопрос. Слышал, что если сглазят, то одним из способов освобождения себя от этого воздействия является совершение полного омовения (гусль). Так ли это? Имеется ли обоснование в Сунне? Расскажите о том, как помочь тому, кого сглазили?
Ответ. В своде хадисов имама Абу Дауда приводится хадис: "Сглазившему приказывали совершить омовение, а затем этой водой обливали того, кого сглазили".[11]
В сводах хадисов имама Малика и имама Ахмада имеется более подробное объяснение через описание реальной ситуации, произошедшей при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Действующими лицами были Сахль ибн Хунэйф и ‘Амир ибн Раби‘а. У Сахля было хорошее телосложение и необычайно светлая для арабов кожа. Когда он, находясь в пути вместе с Пророком, решил облиться и оголил значительную часть тела, ‘Амир, увидевший его, восхищенно воскликнул: "Никогда не видел такой прекрасной кожи!" В этот же час Сахль резко ослаб и почувствовал недомогание. Пророка Мухаммада оповестили о слабости Сахля, добавив, что он не сможет идти дальше. Пророк пришел к Сахлю и, узнав о восхищении ‘Амира, воскликнул: "За что некоторые из вас убивают братьев своих [сглазом и завистью]? Почему ты, ‘Амир, к своим словам не добавил мольбу о баракяте для Сахля? Омойся!" ‘Амир омыл лицо, кисти рук, локти, колени, ступни ног и содержимое штанов[12], так, что вода стекала в посудину, из которой он черпал воду. Затем собранную воду вылили на Сахля (на того, кого сглазили) со спины, а посудину, перевернув, положили на землю. Сразу после этого самочувствие Сахля восстановилось, и он продолжил путь вместе со всеми.[13]
Форма совершения омовения описывается, с некоторыми отличиями, следующим образом: приносят небольшую посудину с водой (примерно два литра воды), которую не опускают на землю, а держат на весу. Сглазивший полоскает рот водой из нее и выливает туда же. Затем умывает лицо над посудиной. Далее левой рукой набирает воду и обливает правую кисть, и наоборот. Потом левой рукой набирает воду и обливает правый локоть, и наоборот, после чего обливает правую ступню, вслед за которой – левую. После этого – правое и левое колени. Также – область пояса. И вся вода должна стечь в посудину. Когда процедура омовения завершена, тот, кто держит тазик или сосуд, встав за спиной того, кого сглазили, одним махом выливает эту воду на него сверху вниз (на голову и спину). Затем, также за его спиной, опрокидывает посудину на землю.[14]
Ибн Кайим интересно заметил: "Кто не верит в такого рода форму снятия сглаза или сомневается, говоря: "Попробую, авось поможет", тот не получит от таких процедур ожидаемого результата".
Ученые-богословы говорили, что понять разумом описанный процесс невозможно. И не надо стараться это сделать. В жизни имеется огромное количество вещей, которые необъяснимы логически. Даже если кто-то и пытается их расшифровать посредством научных исследований или открытий, то это только предположение, попытка анализа закономерностей.
Существует обычай побуждения сглазившего щедро одарить (угостить) того, кто пострадал от сглаза.[15]
Упомянутое касается случаев, когда сглаз явен и негативные процессы уже начались. В то же время есть некоторый спектр действий и формул-защит, которые применяются для изначального предотвращения пагубного влияния сглаза.
В сводах хадисов приводятся, например, следующие слова Пророка: "Если кому-то понравилось что-то в нем самом, в его имуществе или в другом человеке, то пусть помолится за благодатность (баракят) этого. Воистину, сглаз [действенность сглаза] – это "аль-хакк" [не выдумка, а на самом деле реальность]" (хадис от ‘Амира ибн Раби‘а; св. х. ан-Насаи).[16] Данный хадис указывает на то, что сглаз не будет иметь отрицательных последствий, действенность его аннулируется, если проговорятся слова мольбы-ду‘а о баракяте.[17] Поэтому обязательным является проговаривание данных слов-мольбы в адрес всего того, что понравилось или приятно удивило, что станет рукъя-заклинанием от предположительного вреда.
У имама аль-Барраза есть следующее высказывание: "Если кому-то что-то понравилось и приятно удивило его, восхитило, то пусть скажет: "Ма ша’ал-лах, ля куввата илля бил-ляхь"[18]. Тогда это [удивление] не навредит".
Также богословы замечали, что "сглазить может и хороший человек, даже праведник".[19]
В заключение темы полезно будет привести нижеизлагаемый хадис. Сподвижник Пророка Мухаммада Сухайль передал: "В дни Хунайна Пророк как-то необычно что-то дополнительно читал после утренней молитвы. Мы осмелились спросить: "О Посланник Всевышнего! Мы видим движение твоих губ, ты читаешь нечто дополнительное?" Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: "Поистине, в прошедшие времена был один пророк, который однажды восхитился многочисленностью своих последователей. С его уст сошли такие слова: "Никто и никогда не осмелится тягаться с моими последователями силами и многочисленностью". Через некоторое время ему пришло откровение от Бога: "У твоих последователей есть право выбрать одно из трех: или Мы предоставим власть над ними их врагам, которые не будут ставить их во что-либо, или голод, или нашлем на вас смерть [в том или ином обличье]. Посоветуйся со своими последователями". Пророк пересказал Божье послание верующим, и они ответили: "Ты – человек, которого избрал Всевышний для проповеди нам. Мы передаем тебе право принятия решения по данному вопросу". Он совершил дополнительную молитву и по завершении ее обратился к людям: "Что касается врага [ведь уже известно, что он поработит нас, будет унижать и притеснять], то мы не сможем выстоять. Голод – мы не сможем вытерпеть. Остается – смерть".
"Их постигла смерть, и за три дня умерло семьдесят тысяч человек…" – завершил Пророк Мухаммад. "Движение губ – это мольба моя ко Всевышнему о том, что сколь многочисленны мы ни были, достигнуть желанного мы сможем только с Его помощью".[20]
РУКЪЯ-ЗАКЛИНАНИЯ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ СГЛАЗА Зейнаб, супруга Ибн Мас‘уда, сподвижника Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как-то пожаловалась своему мужу, являвшемуся одним из наиболее образованных сподвижников в религиозный вопросах: "Однажды на улице на меня посмотрел человек. С тех пор у меня текут слезы из того глаза, что был ближе к нему. Когда я проговариваю рукъя-заклинание, все нормализуется, но через некоторое время опять возобновляется". Ибн Мас‘уд сказал: "Это Сатана. Когда ты обращаешь на это внимание, он тычет пальцем тебе в глаз. Сделай так, как делал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): брызгай водою в глаза (в лицо, то есть обливай водою лицо), говоря:
Азхибиль-бэ’с, раббан-наас, ишфи, анташ-шаафи, ляя шифа’а илляя шифааукь, шифааэн ля югаадиру сакама".
أَذْهِبِ الْبَأْسَ . رَبَّ النَّاسِ . إِشْفِ . أَنْتَ الشَّافِي .
لا شِفَاءَ إِلا شِفَاؤُكَ . شِفَاءً لا يُغَادِرُ سَقَمًا .
Перевод:
"О Господь людей! Удали зло (вред, беду). Исцели, ведь истинным Целителем являешься именно Ты. Нет другого (настоящего) исцеления. Дай то исцеление, которое полностью уничтожит болезнь".[21]
БОЛЕЕ ПОЛНАЯ ФОРМА[22] Фа ин аамануу би мисли маа аамантум бихи факадих-тадав, ва ин тавалляв фа иннамаа хум фии шикаак, фа саякфиикяхумул-лааху ва хувас-самии‘уль-‘алиим (см., Св. Корана, 2:137);
Ам яхсудуунан-нааса ‘аляя маа аатаахумул-лааху мин фадлихь, факад аатайнаа ааля ибраахиималь-китааба валь-хикмата ва аатайнаахум-мулькян ‘азыыма (см., Св. Коран, 4:54);
Ва ляв ляя из дахальта джаннатакя культа маа шаа-алла, ля куввата илляя бил-ляяхь, ин тарани ана акалля минкя мааляв-ва валяда (см., Св. Коран, 18:39);
Яя кавманаа, аджиибу даа‘иял-лаахи ва ааминуу бихи ягфир лякум мин зунуубикум ва юджиркум мин ‘азаабин ‘алиим (см., Св. Коран, 46:31);
Ва ийякяядул-лязийна кяфяруу лиюзликуунакя би абсаарихим ляммаа сами‘уз-зикра ва якуулююна иннаху лямаджнун, ва маа хува илляя зикрул-лиль‘аалямиин (см., Св. Коран, 68:51, 52). Эти последние строки необходимо повторить семь раз;
Куль хува-ллааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад (см., Св. Коран, 112);
Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гаасикын изя вакаб. Ва мин шарри ннаффаассати филь-‘укад. Ва мин шарри хаасидин изя хасад (см., Св. Коран, 113);
Куль а‘уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас (см., Св. Коран, 114). Последние три суры необходимо повторить семь раз.
Также для снятия сглаза может быть полезно чтение азана.[23]
فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنْتُمْ بِهِ فَقَدْ اهْتَدَوْا وَ إِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللَّهُ وَ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ .
أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلىَ مَا آتاَهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ فَقَدْ آتيَنْاَ آلَ إِبْرَاهِيمَ الْكِتَابَ وَ الْحِكْمَةَ وَ آتَيْنَاهُمْ مُلْكًا عَظِيمًا .
وَ لَوْ لا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاءَ اللَّهُ لا قُوَّةَ إِلا بِاللَّهِ إِنْ تَرَنِ أَناَ أَقَلَّ مِنْكَ مَالا وَ وَلَدًا .
يَا قَوْمَنَا أَجِيبُوا دَاعِيَ اللَّهِ وَ آمِنُوا بِهِ يَغْفِرْ لَكُمْ مِنْ ذُنوُبِكُمْ وَ يُجِرْكُمْ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ .
--------------------------------------------------------------------------------
[1] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 170, 171, хадис № 2188; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11, с. 111, хадис № 4041, 4042.
[2] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 1833, хадисы № 5738; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 357, хадис № 5738.
[3] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 599, 600, хадис № 2064; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 362.
[4] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 170, хадис № 2185, а также смотрите хадис № 2186.
[5] В тексте хадиса употреблено слово "саф‘а" (может читаться как "суф‘а"), которое переводится как "бледность" и "почернение лица", то есть, возможно, "нездоровый цвет лица".
[6] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 1833, хадисы № 5739; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 357, хадис № 5739.
[7] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 403.
[8] Например, посредством чтения последних двух сур Священного Корана (№ 113 и № 114).
[9] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 11, с. 358.
[10] "Все благое, что постигает тебя – от Творца" (см., Св. Коран, 4:79).
[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 2, ч. 4, с. 8, хадис № 3880; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 404.
[12] Эти слова вызвали разные комментарии. В общем понимается, что это область пояса, бедер.
[13] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990, с. 716, 717, хадисы № 1746, 1747; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 189, 190, глава № 48, хадис № 155; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11, с. 111, 112, хадис № 4043, 4044.
[14] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 172, 173; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 362-364.
[15] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 362; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14, с. 172.
[16] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 404. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 190, глава № 48, хадис № 156.
[17] Например, слова اللهم بارك فيه "Аллаахумма, баарик фиихь" (О Всевышний, заложи благодать Свою в этом!) или تبارك الله أحسن الخالقين "Табааракял-лааху ахсануль-хааликыын".
[18] ما شاء الله لا قوة إلا بالله "Маа шаа’ал-лаах, ляя куввата илля бил-ляяхь" (Это (хорошее, прекрасное) пожелал сам Всевышний. Истинная сила принадлежит только Ему).
[19] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 364.
[20] См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати) Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 190, 191, глава № 48, хадис № 157.
[21] См.: Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]: В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993, т. 12, с. 45, 46, хадис № 9188; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17, с. 467, хадис № 1061-7048.
[22] Безусловно, данная подборка аятов не является единственной. Для снятия сглаза возможно использование и других аятов или молитв-ду‘а. О нематериальных формах возможного зла читайте также в материалах "Рукъя-заклинания" и "Колдовство".
[23] Текст азана см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 132, 133.
al-islam1.mylivepage.ru
Вот так нас дурят супермаркеты... На что обращать внимание, чтобы не переплатить
- Подробности
- Категория: Проблемы и их решения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Если вы ходите раз в неделю в супермаркет и сумма в чеке каждый раз оказывается всё больше и больше, это вовсе не значит, что во всём виноват кризис. Возможно, магазин «накалывает» вас
Обмануть покупателя можно как вполне безобидными с точки зрения закона способами, так и не очень. С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.
Специальная цена («особое предложение», «спецакция») — такая «завлекалочка» обычно располагается на самом видном месте на полке. Фокус в том, что эта цена часто распространяется лишь на один вид товара (скажем, только на апельсиновый сок или только на ярко-розовый лак для ногтей), в то время как на стенде представлено несколько вариантов. Соответственно, простимулированные покупатели кладут в корзину, не глядя, яблочный сок или тёмно-бордовый лак, которые на самом деле стоят в 2 раза дороже.
Лед вместо мяса.Внимательно осматривайте куски, покупая замороженные продукты, — зачастую половина рыбы или мяса на деле оказывается... льдом.
Вес упаковки. За последние 2-3 года многие упаковки круп, сахара, муки и т. д., которые десятилетиями весили 1 кг, «похудели» — теперь их вес составляет 900 или даже 850 г. При этом оформление упаковки — идентичное, и цена не снизилась.
Один по цене четырёх. Обращайте внимание на товары, которые продаются блоками (йогурты, наборы печенья и т. д.), — на ценнике указывается цена за весь блок целиком (скажем, 1×4), а на кассе зачастую... умножается на 4!
Обвес. Возьмите за правило перепроверять вес расфасованных здесь же, в магазине, товаров (контрольные весы по закону должны быть везде!) — порой расхождение составляет от 50 до 200 г.
Эта «обманка» действует при продаже развесной еды — овощей, фруктов, сладостей, салатов. Указывается цена, но... за 100 г, а не за килограмм, как все привыкли. При этом вес «100 г» напечатан самым мелким шрифтом в уголке ценника. Формально — никто ничего не нарушил. Но у покупателя полное ощущение, что он покупает по данной цене килограмм.
— Особенно часто такой приём используется с дорогими продуктами, — делится секретом Алла Демидова, замруководителя отдела маркетинга одной из столичных розничных сетей. — Скажем, если килограмм мандаринов стоит 120 руб., пишем на ценнике стоимость килограмма, но если мандарины «заморские» и продаются по 1500 руб./кг, то на ценник выносим, конечно, 150 руб., чтобы не пугать покупателей.
«Затерялся». Известный приём, пришедший в российские сети с Запада, — между двумя дешёвыми товарами с ценниками располагается один дорогой товар, при этом — без ценника (либо он просто плохо виден).
— У покупателя срабатывает «правило ряда», — поясняет психолог Лидия Геворкян. — Ожидание, что в ряде сходных товаров и цена должна быть примерно одинаковой.
Увы, это не так.
Лишняя кнопка. А эта «уловка» действует уже на кассе. Когда покупатель пробивает несколько одинаковых продуктов (скажем, три пакета молока), продавец будто бы случайно прокатывает штрихкод один лишний раз. Мало кто заметит, что в чеке напротив позиции «молоко» появилась цифра 4 вместо 3.
Что делать в таких случаях?
Отвечает Илья Краснов, юрист по защите прав потребителей:
Если нет — пишите жалобу в двух экземплярах на имя директора магазина, дальше — можете обращаться в территориальное управление Роспотребнадзора. Если вы уже купили товар, приложите чек и снимок — пусть будет видно, что цена различается.
Однако в случаях, когда вы сами не заметили какую-то информацию на ценнике (мелкое указание на 100 г, условия специальной акции и т. д.), магазин юридически считается невиновным — просто будьте внимательны.
«Аргументы и факты»
Причины слабой веры
- Подробности
- Категория: Проблемы и их решения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Есть много причин слабой веры, некоторые из которых те же самые что и признаки, типа совершения греха или озабоченность этим миром. Далее следует список некоторых дополнительных причин:
Отсутствие слишком долго от обстановки заполненной верой. Это влечёт слабую веру в человеке. Аллах говорит (интерпретация смысла): “Разве время не пришло для сердец тех, кто верует, чтобы быть затронутым в соответствии с Напоминанием Аллаха (этот Коран), и то, что было открыто из истины, чтобы они не становились как те, которые получили Священное писание прежде, (то есть, Евреи и Христиане), и срок был продлён для них и их сердца затвердели? И многие из них были фасикун (непослушными Аллаху). ” [Железо 57:16]. Этот аят указывает на то, что нахождение слишком долго в дали от заполненной верой обстановки ведет к слабости веры в сердце. Например, человек, который остается далеко от его братьев в Исламе в течение длительного периода, из-за путешествия или работы, и т.д., будет упускать атмосферу веры, в которой он жил и от которой его сердце получало силу. Верующий слаб, когда один, но силен с его братьями. Аль-Хасан аль-Басри (да смилостивится Аллах на него), сказал: “Наши братья более дороги для нас, чем наши семейства, поскольку наши семейства напоминают нам об этом мире, но наши братья напоминают нам о будущей жизни. ” Если это отсутствие продолжается слишком долго, это создает отчуждение в сердце, которое, в конечном счете, изменяется в презрение к той заполненной верой атмосфере, которое в свою очередь ожесточает сердце и заполняет его темнотой, гася свет имаана. Это объясняет полное изменение взглядов со стороны некоторых, кто путешествует в другие страны на каникулы или кто переезжает для работы или учёбы.
Уклонение от хорошего примера праведных лидеров. Человек, который учится от праведного человека, получает полезные знания, делает праведные дела и усиливает свой имаан одновременно; (этот лидер) заботится о нём и передает ему знания, хорошие морали и достоинства, которые он имеет. Если он находится далеко от этого преподавателя в течение некоторого времени, он начинает чувствовать твердость в своём сердце. По этой причине, когда Пророк (мир и благословения Аллаха ему) умер и был похоронен, его Сахааб сказал, “ Мы смотрели на наши сердца и чувствовали, что произошло глубокое изменение. ” Они чувствовали себя отчужденными и потерявшимися, потому что их учитель и пример (мир и благословения Аллаха ему) умер. Согласно некоторым сообщениям, они были описаны как “подобные овцам ночью дождливой зимой. ” Но Пророк (мир и благословения Аллаха ему) оставил больших лидеров, гигантов среди людей, все из которых были квалифицированы, чтобы взять узды лидерства, и некоторые из них стали примерами другим. Но в настоящее время Мусульмане находятся в отчаянной потребности примеров близко под рукой у них.
Отказ от поиска знаний и ознакомления с книгами салафов (раннее поколение) и религиозными книгами, которые преображают и восстанавливают сердце. Есть много видов книг, читая которые, читатель будет чувствовать подъём в вере в его сердце и мотивацию для выполнение своего духовного потенциала, первой, среди которых является Книга Аллаха, да будет Он возвеличен, и книги хадисов, за которыми следуют книги ученых, которые хорошо пишут о вещах, которые смягчают сердце и которые объясняют аакиду (правильные убеждения) таким способом, который трогает душу и преображают сердце, например, ибн аль-Каййим, ибн Раджаб и другие. Игнорируя эти книги и читая только интеллектуальные работы, или книги установлений фикха, которые не указывают на их далил (доказательства), или книги правил грамматики и усул (основание акиды), может иметь эффект затвердевания сердца. Это не критика этих книг, а только предупреждение человеку, который держится далеко от книг Тафсира и хадисов и едва ли читает их, даже при том, что это книги, которые приближают к Аллаху. Например, когда человек читает аль-Сахихайн (аль-Бухари и Муслима), он чувствует атмосферу времён Пророка (мир и благословения Аллаха ему) и Сахаабов, и он чувствует бриз имаана, разделяя события, которые случились в их время.
Люди хадисов это люди Посланника; даже если они не имели шанса быть с ним, они с его словами.
Эта проблема - уклонение от религиозных книг - однозначно имеет эффект на тех, кто изучает дисциплины, которые не имеют никакой связи с Исламом, типа философии, психологии, социальные науки, и т.д., дисциплины, которые были развиты далеко от Исламских учений. То же самое касается тех, кто любит читать фикцию и истории любви, или кто просматривает ничего не стоящие новости в газетах, журналах и так далее.
Проживание в обстановке, которая заполнена грехом, так что вы видите, что кто то хвастается о его последнем проступке, другие напевают себе популярные песни, третий курит, четвертый читает порнографический журнал, пятый проклинает и злословит, и так далее. Что касается разговоров о том, кто сказал, что и кому, сплетни и обсуждения о последнем футбольном матче, то у них нет никакого конца.
Некоторые обстановки напоминают человеку только об этом мире, что имеет место в большинстве собраний и рабочих мест в наши дни. Обсуждения о бизнесе, работе, деньгах, инвестициях, связанных с работой проблемах, повышениях, продвижениях по службе, заданиях и так далее имеют приоритет в умах и речах большинства людей в наше время.
Что касается того, что происходит дома - есть много чего, мы можем сказать о бедствиях и злых делах, которые влекут позор Мусульманину и глубоко травмирует его. Мусульманские дома заполнены бесстыдными песнями, мерзким кино, запрещенным смешиванием полов и так далее. Без сомнения в такой среде сердца поражены болезнью твердости.
Озабоченность этим миром, так что сердце порабощено этим. Посланник Аллаха (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “ Обречен тот, кто является рабом динара и рабом дирхама” (Сообщенный аль-Бухари, Номер 2730), и, “ Все что является достаточным для любого из вас в этом мире это кладь путешественника” (сообщенный аль-Табараани в аль-Кабир, 4/78; Сахих аль-Джаами’, 2384) - в том смысле, что небольшое количество чего то, что поможет ему достигнуть его места назначения. Это явление (озабоченность этим миром) очень очевидно в наши времена, когда материальная жадность и желание приобретать всё больше ничего не стоящих мирских товаров стали широко распространенными, и люди теперь бегут за торговлей, производством и акциями. Это подтверждает то, что Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “ Аллах, да будет Он прославлен, говорит: ‘Мы ниспослали богатства для провождения молитв и оплаты заката, но если сын Адама имеет одну долину, ему захочется, что бы он имел вторую, и если бы он имел две долины, ему захочется, что бы была третья. Живот сына Адама будет заполнен только пылью), есть, он никогда не удовлетворяется), тогда Аллах примет раскаяние того, кто раскаивается. ” (Сообщенный Ахмадом, 5/219; Сахих аль-Джаами’, 1781).
Чрезмерная занятость богатством, женой и детьми. Аллах говорит (интерпретация смысла): “И знайте, что ваше имущество и дети - всего лишь испытание и что поистине у Аллаха великая награда. ” [Военные трофеи 8:28] и, “ Приукрашена для мужчин - любовь к вещам, которые они жаждут: женщины, дети, много золота и серебра (богатство), красивые отборные лошади, скот и хорошо возделанная земля. Это - удовольствия, существующие в мирской жизни, но Аллах имеет превосходное возвращение (Рай). ” [Семейство Имран 3:14]. Значение этих аятов - то, что, если любви к этим вещам, особенно женщины и дети, дают приоритет вместо повиновения Аллаху и Его Посланнику, то это расценено как являющимся плохим, но если любовь к этим вещам - в пределах границ шариата, это помогает человеку повиноваться Аллаху, и в этом случае это достойно похвалы. Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “ В этом мире, женщины и хорошие ароматы были сделаны дорогими для меня, но дороже всего для меня молитва. ” (Сообщенный Ахмадом, 3/128; Сахих аль-Джаами’, 3124). Много мужчин следуют за их женами в выполнении хараам дел, и позволяют их детям отвлекать их от поклонения Аллаху. Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “Дети - причина печали, трусости, невежества и скупости. ” (Сообщенный аль-Табараани в аль-Кабир, 24/241; Сахих аль-Джаами’, 1990). Когда он сказал, что они причина скупости, он подразумевал, что, если человек хочет расходовать ради Аллаха, Шайтан напоминает ему о его детях, так что он думает, “ Мои дети заслуживают деньги, я оставлю это для них, когда я умру, так что он является скупым в том смысле, что он воздерживается от расходования этого ради Аллаха. Когда он сказал, что дети это причина трусливости, он подразумевал, что, когда человек хочет усердствовать на пути Аллаха, Шайтан прибывает к нему и говорит, “ Ты будешь, убит и умрешь, и твои дети станут сиротами, потерянными и одинокими”, так что он остается дома. Когда он сказал, что дети это причина невежества, он подразумевал, что они отвлекают отца от поиска знаний и попытки приобрести обучение, посещая собрания и читая книги. Когда он сказал, что дети это причина печали, он подразумевал, что, когда ребенок заболеет, родитель чувствует печаль; если ребенок просит о чём то, чего отец не может обеспечить, это огорчает отца; и если ребенок вырастает и становится мятежником против своего отца, это причина продолжающейся печали и бедствия.
Это не значит, что нужно отказываться от бракосочетания и детей; что имеется ввиду это то, что нужно остерегаться состояния, когда человек слишком занят ими и, позволяя этому приводить к совершению дел являющихся хараамом.
Относительно искушения богатства, Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “Каждая нация имеет ее фитну (испытание или искушение), и фитна моей уммы это богатство. ” (Сообщенный аль-Тирмизи, 2336; Сахих аль-Джаами’, 2148). Стремление приобретать богатство более разрушительно для религии человека, чем волк, который нападает на овец. Это то, что Пророк (мир и благословения Аллаха ему) подразумевал, когда он сказал: “Два голодных волка, посланных против овец не делают большего ущерба им, чем рвение человека к богатству и положению делает его религии. ” (Сообщенный аль-Тирмизи, Номер 2376; Сахих аль-Джаами’, 5620). По этой причине Пророк (мир и благословения Аллаха ему) призывал Мусульман брать только то, что является достаточным, не надеясь на большее, что могло бы отвлечь их от поминания Аллаха. Посланник Аллаха (мир и благословения Аллаха ему) сказал: “ Всё, в чем вы нуждаетесь из богатства это служащий и средство транспорта, что бы выйти ради Аллаха. ” (Сообщенный Ахмадом, 5/290; Сахих аль-Джаами’, 2386). Пророк (мир и благословения Аллаха ему) выпустил предупреждение тем, кто хочет накопить богатство, кроме тех, кто дает милостыню: “Горе тем, кто хочет накопить богатство, кроме тех, кто говорит со своим богатством, ‘ Вот! Вот! Вот! ’ (то есть, отдавая это) тому, кто справа, слева, перед ним и позади него, ” (сообщенный ибн Маджа, Номер 4129; Сахих аль-Джаами’, 7137) - означая все формы благотворительности.
Надежда на длинную жизнь. Аллах говорит (интерпретация смысла): “Оставьте их есть, и наслаждаться, и пусть они будут занятыми (ложной) надеждой. Они узнают! ” [аль-Хиджр15:3]. Али (да будет Аллах доволен им) сказал: “Чего я боюсь за вас, это следование за вашими желаниями и надежды на длинную жизнь, так как следование за желаниями заставляют человека игнорировать истину, и надеющийся на длинную жизнь забывает будущую жизнь. (Фаз аль-Баари, 11/236). Другое сообщение говорит: “Четыре вещи - причины гибели: сухие глаза (то есть, никогда не плачут), твердое сердце, надежды на длинную жизнь и стремление к этому миру. ” Надежда на длинную жизнь производит лень в поклонении, промедление, желание вещей этого мира, пренебрежение будущей жизнью и твердость сердца, потому что мягкость сердца и ясность видения может быть достигнута только, помня смерть, могилу, награду и наказание, и ужасы Судного дня, поскольку Аллах говорит (интерпретация смысла): “ … и срок был продлен для них, и их сердца затвердели… ” [Железо 57:16]. Было сказано: “Тот, кто ни надеется на длинную жизнь, будет иметь меньше забот, и его сердце будет заполнено светом, потому что он вспоминает смерть и стремится повиноваться Аллаху … ” (Фаз аль-Баари, 11/237)
Другая причина слабой веры и жёсткости сердца это переедание, слишком много сна, слишком поздно ложиться спать, говорить слишком много и слишком много время проводить с людьми. Слишком много еды делает мозг медлительным, а тело тяжёлым, что препятствует человеку поклоняться Аллаху и облегчает Шайтану соблазнять его, поскольку было сказано: “Кто ест слишком много, пьет слишком много и спит слишком много, теряет большую награду. ” Говорить слишком много делает сердце твёрдым, и провождение слишком много времени с людьми ограничивает человека в наличии времени, чтобы побыть одному и поразмышлять над его собственным состоянием. Чрезмерный смех иссушает жизнь из сердца. Пророк (мир и благословения Аллаха ему) сказал в сахих хадисе: “Не смейтесь слишком много, поскольку чрезмерный смех ослабляет сердце. ” (Сообщенный ибн Маджа, 4193; см. также Сахих аль-Джаами’). Время, которое не заполнено поклонением Аллаха, также ведёт к жёсткости, поскольку человек не учитывает ни предупреждения Корана, ни советы веры.
Махаммед Салих Аль-Мунаджид
На ваш пароль найдется отзыв
- Подробности
- Категория: Проблемы и их решения
- Создано 02 Апрель 2013
- Дата публикации
Каждый, кто пользуется Интернетом, оставляет множество следов. Выявить эти следы, обобщить их и составить представление о человеке — задача чисто техническая.
Одно из самых удивительных свойств Интернета как коммуникационной среды заключается в том, что при формальной анонимности пользователей человек в этой среде парадоксальным образом оказывается даже более уязвим к разного рода злоупотреблениям, чем в реальной жизни.
Сейчас все больше стали говорить о нарушениях приватности, касающихся в основном (но не только) многочисленных участников различных социальных сетей…
Почти каждый интернетчик состоит в какой-нибудь социальной сети, а чаще и не в одной — суммарная аудитория только двух крупнейших российских ресурсов такого рода, «Вконтакте» и «Одноклассники», превышает общую численность пользователей Интернета в нашей стране. Кроме социальных сетей есть блогосфера и многочисленные форумы, поисковые ресурсы — в общем, каждый, кто активно пользуется Интернетом, даже только как справочником по кулинарным рецептам и сборником рефератов, оставляет множество следов. Выявить эти следы, обобщить их и составить более-менее полное представление о человеке — задача чисто техническая. И даже если вы тщательно следите за тем, чтобы не оставлять своего реального адреса, номера телефона и не разглашать деталей биографии, тем не менее можно узнать довольно много о ваших склонностях, привычках и предпочтениях, и даже прогнозировать ваше поведение.
А такая информация ценится на вес золота. Владимир Коровкин в своей статье (см. на этой же полосе) объяснил, почему сейчас буквально все — от гигантов вроде Google или Wal-Mart до мелких торговых и рекламных фирм — заняты сбором подобной информации. Она позволяет осуществлять адресную рекламу — такую, которая естественным образом вписывается в круг ваших личных интересов и потому не вызывает отторжения и раздражения, как обезличенная медийная реклама. И в такой постановке вопроса это действительно выгодно всем сторонам: и рекламодателям, которые получают значительно больший отклик, и пользователям, которых обычная реклама уже достала, и самим социальным сетям, которые наконец получают шанс монетизироваться и начать окупать свою деятельность.
Но пользователям почему-то в массе своей не нравится, что их тихо «посчитали», и они выступают против сбора персональной информации. Так, член Законодательного собрания Нью-Йорка Ричард Бродский выдвинул законопроект, запрещающий не только собственно сбор персональной информации, но и демонстрацию им адресной рекламы без предварительного согласия пользователей. Любопытно, что в то время как интернет-гиганты, живущие за счет рекламы (Google, Yahoo, AOL), разумеется, против законопроекта, Microsoft его поддержала, лишь попросив доработать так, чтобы он охватывал все компании, живущие за счет рекламы в Сети (а не только те, что демонстрируют адресную рекламу). Аналогичный проект был выдвинут в штате Коннектикут.
В Европе подобные настроения еще более распространены. Так, «отец Интернета» сэр Тим Бернерс-Ли возмущается сбором данных о пользователях: «Почтальон не вскрывает мои письма, телефонная компания не прослушивает мои разговоры. А ведь при использовании Интернета я сообщаю о себе намного более личные данные». Использование таких данных без разрешения, по его мнению, возмутительно. Эти настроения нашли поддержку на уровне Еврокомиссии, которая категорически запрещает сбор личных данных без согласия пользователей и сейчас ведет судебный процесс против ряда британских интернет-провайдеров, уличенных в сборе персональных данных.
Можно ли эту реакцию отнести только к разряду массовых фобий-«страшилок», как это квалифицирует Коровкин? Конечно, иррациональный протест против сбора обезличенной статистики ни на каких внятных аргументах не основан. Беда в том, что методы сбора такой информации позволяют не ограничиться статистикой, эти методы легким движением мышки дают возможность предельно детализировать и индивидуализировать получаемые данные.
А раз такая возможность есть, значит, ею кто-нибудь обязательно воспользуется, и не исключено, в каких-нибудь неблаговидных целях (см. «под текст»). И будем откровенны: ранее, до появления коммуникационных сетей, такой сбор персональной информации всегда квалифицировался как шпионаж, персональная слежка, и не совсем понятно, почему нужно менять свое отношение к предмету с появлением цифровых технологий.
Причем в этих возможностях есть, конечно, и свои плюсы, и в них даже существует некая объективная необходимость, что трудно оспорить — смотря кто и зачем этим пользуется (об этом далее). Обратим также внимание на одно существенное отличие современных систем онлайновой слежки от традиционных способов — первые намного дешевле и проще в употреблении и хотя бы в теории доступны каждому, а не только спецслужбам или частным сыскным агентствам со специально обученными кадрами.
Чтобы не быть голословным, я связался с разработчиками одной из самых совершенных систем такого рода — компанией VS Lab. Ее подход отличается некоей глобальностью и универсальностью: разработанная там система под названием SkyPetr, основанная на передовых математических методах, одинаково годится для рекламщиков (для упомянутого выше анализа аудитории социальных сетей), государственных органов (например, для выявления и предупреждения экстремизма), для фильтрации «опасных связей» (например, для ограждения детей от нежелательных контактов) и многих других подобных вещей.
О перспективах, положительных и отрицательных сторонах системы SkyPetr я поговорил с Екатериной Должиковой, директором по развитию VS Lab.
— Какие реальные применения ваш проект уже находит?
— Увы, конкретных заказчиков я назвать не могу, скажу лишь, что это были коммерческие структуры, которым требовалась информация для проведения маркетинговых компаний. Сейчас к нам обратились специалисты (подразумеваются «специалисты» из спецслужб. — Ю.Р.), которым необходим анализ нескольких социальных ресурсов с точки зрения их безопасности и, скажем так, привлекательности для пользователей с «незаконными интересами и наклонностями», вроде детской порнографии и педофилии. Мы не стараемся ориентироваться на какой-то один сегмент рынка: считаем, что наши разработки могут найти применение в самых разных областях...
— Вы, наверное, понимаете, что ваши технологии могут также использоваться в качестве отличного инструмента для шпионажа за пользователями, в том числе со стороны не только спецслужб, но и криминальных элементов. В частности, декларированная вами защита детей от нежелательных контактов точно так же может использоваться в обратную сторону: скажем, для выявления подростков, склонных к определенного рода контактам. Ваши технологии легко использовать для выявления потенциальных объектов для шантажа и т.д.
— Вопрос, с одной стороны, вроде бы совершенно логичный, с другой — мне кажется, это старая, как мир, попытка переложить ответственность с человека на инструмент. Да, безусловно, любая технология, позволяющая так или иначе моделировать социальную структуру общества, прогнозировать поведение его членов и составлять их социальный и психологический портрет, может быть использована как во благо, так и во зло, и мы прекрасно осознаем свою ответственность.
Мы в своих выступлениях на «Инфофоруме» (конференция по информационной безопасности) в конце января 2009 года подняли целый пласт проблем, связанных как раз с отсутствием на сегодняшний день инструментов определения «опасных связей» и прогнозирования возможности незаконных действий пользователя. Это и повсеместно встречающийся, особенно среди молодежи и школьников, моббинг (травля), и виктимизация (процесс превращения лица в жертву преступления. — Ю.Р.) интернет-пользователей, и, кстати, шантаж, и распространение нелегального контента. А рассуждая в духе «...ваша технология позволяет собирать сведения для шантажа», следует признать вредным и сам Интернет, и обезболивающие препараты, поскольку фактически все они могут служить и наркотиками.
Надо очень четко понимать, что наступает момент, когда НЕпоявление какого-либо средства или технологии куда опаснее, чем возможные последствия от его появления. Я думаю, ни для кого не секрет, что уже давно в Интернете используются разные виды информационного оружия, проводятся четко спланированные атаки. Отсутствие средств анализа и распространения контента и влияния Интернета на человека в целом приводит к тому, что Интернет с каждым днем становится все более опасным, что в нем применяются откровенно аморальные методы продвижения продуктов и услуг, разного рода пропаганда и проч. И если с этим ничего не делать, то ситуация будет только ухудшаться.
— Как вы относитесь к общим опасениям по поводу сбора данных о пользователях и сведении их в единые базы: понятно, что де-факто это уже не остановить, но многие возражают, квалифицируя это как нарушение приватности и высказывая опасения в связи с возможной утечкой таких баз и попадании их в «плохие» руки?
— Во-первых, базы существуют на каждом ресурсе, где пользователь регистрируется, при этом большинство ресурсов никак не озабочены системой безопасности хранения этих баз. Данные пользователей лежат едва ли не в открытом доступе. Во-вторых, нельзя перекладывать всю ответственность на ресурсы. Люди должны наконец осознать, что понятие «виртуальная реальность» устарело. Вы же не оставляете, к примеру, свой кошелек на прилавке магазина, отходя в соседний отдел, и не диктуете номер своей кредитки по телефону, стоя посреди людной площади? Пора привыкать к тому, что и в Сети надо соблюдать те же правила безопасности. 80% пользователей имеют одинаковые логины и пароли на всех своих профилях и аккаунтах: электронной почты, социальных сетей, форумов и т.д. Киберпреступники, получив логин и пароль с незащищенного форума про «вышивание крестиком», совершенно спокойно получают доступ к почте и другим ресурсам, у которых как раз очень надежная защита данных.
Протестовать против создания баз, мне кажется, могут только ну уж совсем малообразованные люди. Весь Интернет, да что там Интернет — все общество строится на создании объединяющих баз. Никто же не возмущается по поводу обязательной регистрации по месту жительства, например (да ладно, еще как возмущаются. — Ю.Р.). А насчет утечек — опять же это вопрос не только к разработчикам. Пришло время, когда пользователям надо начинать задумываться о том, где и какую информацию о себе оставлять и, самое главное, какие действия совершать.
Конечно, Екатерина Должикова права: системы, подобные SkyPetr, есть всего лишь инструмент. Но о том, что он может быть использован и в преступных целях, не нужно забывать: классическим примером целой процветающей преступной отрасли, основанной на сборе данных о пользователях (как минимум об их адресах электронной почты), является рассылка незапрошенной корреспонденции — спама.
И зачем-то информацию о пользователях ведь собирают подпольно: так, в Великобритании зафиксирован сайт, собирающий резюме уволенных сотрудников. Оказалось, что за вполне законной на первый взгляд деятельностью стоит вымышленное кадровое агентство. И эксперты говорят, что большинство посланных резюме содержат по крайней мере восемь позиций персональных данных, которые могут быть теоретически использованы для «кражи личности». Аналогичная история случилась летом прошлого года и в России, где хакерская группировка Phreak предлагала спамерам на подпольных форумах за 600 долларов базу данных, содержащую тысячи резюме, собранных в автоматическом режиме с крупнейших сайтов по поиску работы. Такие базы могут использоваться, например, для адресных фишинговых атак — если клиенту поступает письмо якобы от банка, где он действительно имеет счет, вероятность успеха мошеннической операции резко возрастает.
Будем объективны: наверное, тенденцию к сбору персональных данных, как в маркетинговых целях, так и в интересах служб охраны порядка, уже не переломить. Но это не значит, что следует забывать о возможных негативных последствиях такой тенденции и пускать дело на самотек. Впрочем, сами пользователи тут могут себе помочь больше других, если действительно, как говорит Екатерина, начнут «задумываться о том, где и какую информацию о себе оставлять».
Под текст
Не сообщайте пароли, явки и PIN-коды
Есть такое понятие — «кража идентификационной информации, удостоверяющей личность». В США «кража личности» уже давно является преступлением номер один. Типовой пример: злоумышленник узнает номер социального страхования какого-нибудь человека, заводит себе дюжину кредитных карточек на его имя, в результате платить по счетам приходится этому человеку.
Подоспела и свежая российская история. 20 мая сотрудники Управления «К» МВД России задержали в Москве семейную пару, обманувшую более 10 тыс абонентов сотовой связи примерно на 100 млн рублей. При помощи специальной программы мошенники отправляли SMS в платежную систему с номера, который идентифицировался как номер потенциальной жертвы. Система, в свою очередь, отправляла абоненту 4-значный ПИН-код для доступа в систему управления счетом. Чтобы его узнать, мошенники звонили абоненту, представлялись устроителями лотерей и предлагали получить денежный приз, который якобы выиграл абонент. Узнав PIN-код и паспортные данные абонента, мошенники получали полный доступ к его счету, переводили деньги через другие «электронные кошельки» на пластиковые карты, а затем обналичивали их. Сотрудники Управления «К» полагают, что сейчас они задержали организаторов обширной сети аферистов; исполнителей предстоит установить. Против задержанных возбуждено уголовное дело по ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) и ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Это преступление — типичный пример «кражи личности», полный аналог того, что в Интернете носит название фишинга — рассылки подложных писем от лица реальных организаций.
Юрий Ревич